Жительница Кудымкара, согласившись помочь службе безопасности Сбербанка выявить своих нечистоплотных сотрудников, попалась на уловку мошенников. Результатом её доверчивости стало оформление кредитов на сумму 257 тысяч рублей, которые она сейчас выплачивает.

В редакцию 34-летняя горожанка Алина Кудымова* пришла, чтобы её случай стал примером для других людей, как не надо себя вести, «чтобы другие на уловку не попадались, как я, на ус мотали». Сейчас мама троих детей уже не плачет. Она выплатила большую часть кредитов, отдав собственные сбережения и коронавирусные выплаты на детей. В полицию женщина тоже обратилась, заявление приняли, возбуждено уголовное дело, и идёт следствие, но Алина понимает, что шансов вернуть свои деньги практически нет.

— Мне сразу в полиции сказали, что номера телефонов, с которых мне звонили, одноразовые. И что, скорее всего, мои деньги уже где-то на Украине мошенники тратят, и что я далеко не единственная, кто так попался, — смотрит в пол женщина.

По данным МО МВД «Кудымкарский», идёт рост преступлений данного вида. В 2020 году зарегистрировано 220 таких случаев и в большинстве из них мошенники не найдены.

«Повелась на разговор» 17 декабря днём на мобильный телефон Алины поступил звонок с незнакомого номера. Звонивший мужчина представился сотрудником собственной безопасности Сбербанка. Назвал её имя, фамилию, отчество, сказал, что с её счёта пытались совершить транзакцию, перечислив деньги онлайн на другой счёт. Поинтересовался, совершала ли она перевод со своей карты и не обращалась ли не так давно в отделение банка по поводу оформления кредита. Алина, как говорит сама, «повелась на разговор», где «всё совпадало».

На её карте действительно были накопления, а за несколько дней до звонка она подходила в отделение банка, намереваясь взять ипотеку. Услышав это, мужчина попросил помочь собственной службе безопасности банка довести дело до конца, установить собственных сотрудников, кто совершает мошеннические действия, имея доступ к базе данных клиентов.

— Когда в банке была, там женщина, которая меня консультировала, у меня брала телефон, чтобы рассчитать онлайн ежемесячный платеж по кредиту, — рассказывает Алина. — Я и подумала, что, вот, может, как-то тогда у меня и узнали данные. Паника роль сыграла, я боялась, что мои деньги с карты снимут и переведут. Больше всего сыграло, что накопления мои пропадут, испугалась.

Звонивший мошенник очень долго выяснял детали, подробности, просил, чтобы разговор этот остался конфиденциальным, чтобы никуда не сообщать, иначе найти оборотней среди своих же банковских работников не получится. Сообщил, что злоумышленники пытаются сейчас оформить на Алину кредит на сумму 120 тысяч рублей. А чтобы довести дело до конца, поймав преступников с поличным, попросил помочь ему. Как это сделать, сейчас объяснит женщина — сотрудница банка. Буквально через считанные минуты позвонила женщина и пошагово объясняла, как и что надо сделать.

— Она не отключалась, постоянно была на связи, рассказывает Алина. — Объяснила, чтобы деньги не достались мошенникам, мне надо сейчас оформить кредит, снять деньги с карты наличкой и перевести их на номер счёта их страховой компании. Как лохушку меня развели. Уговаривали, чтобы я помогла им довести всё до конца.

Расторгать договор банк не стал Сомнения, что это мошенники, у Алины всё же промелькнули, но она всё равно «почему-то поверила им» даже тогда, когда после оформления и перевода денег в Сбербанке женщина попросила сделать микрозаймы в «Альфа банке», «Тинькофф» и «Совкомбанке». В итоге Алина оформила займы на общую сумму 257 тысяч рублей.

— Я в таком шоке была, — в глазах Алины появляются слёзы и снова испуг. — Они просили никому не говорить, чтобы суметь своих же мошенников поймать. Я только вечером маме рассказала, она сразу мне сказала, что это мошенники. Тогда я поняла, что надо пытаться звонить, но трубку уже никто не брал.

18 декабря Алина обратилась в полицию. В Сбербанк она написала заявление, приложила квитанции перевода, но возможности расторгнуть кредитный договор и не выплачивать деньги банк не дал.

— В Сбербанке у меня каждый месяц сейчас автоматом на кредит деньги с карты списывают, — говорит Алина. — Я больше всего боялась, что в Тинькофф-банке проценты огромные. Сейчас я всё уже кроме Сбербанка погасила.

Расторгнуть договор можно Юрист Леонид Рассада объясняет, что в случае заключения сделки под влиянием заблуждения, обмана, человек имеет право признать договор недействительным и не платить.

— Для начала надо обратиться в банк с заявлением о расторжении договора, — рассказывает порядок действий Леонид Рассада. — Если откажут, расторгнуть можно в судебном порядке.

Вернуть то, что Алина заплатила, практически невозможно. Даже если полиция найдет мошенников. Добровольно платить, скорее всего, они откажутся, и взыскивать придётся через службу судебных приставов.

Комментариев по поводу данной ситуации и рекомендации, как не попасть на удочку мошенников, пресс-служба Сбербанка на момент сдачи номера в печать не представила.

Как не стать жертвой обмана
  • Не рассказывайте неизвестным людям данные о своих банковских картах и счетах, не переводите деньги неизвестным лицам.
  • Сотрудники банка не запрашивают конфиденциальную информацию, такую, как номер карты, CVV-код с оборота карты или пароль, не сообщают о снятии или попытке снятия с вашей карты денежных средств, не предлагают перевести деньги на другой счёт. Если вам позвонили, представившись сотрудником банка и запрашивают или сообщают подобную информацию, то это мошенники.
  • Любые сообщения, связанные с финансами, проверяйте, позвонив по телефону горячей линии вашего банка, размещенному на оборотной стороне пластиковой карты
  • Если в соцсетях ваш знакомый просит одолжить взаймы денег, позвоните ему лично и уточните, так ли это. Без личного подтверждения деньги не переводите.
  • Если вы что-то покупаете или продаёте, разместив объявления в интернете, и продавец (покупатель) просит назвать CVV-код или пароль из смс-сообщения, то это мошенник. Для перевода денег достаточно номера банковской карты или номера телефона, к которому «привязана» карта.
  • Не вносите предоплату за товар и не оплачивайте его до получения, приобретая что-либо у незнакомца или в непроверенном интернет-магазине.
  • Если к вашей банковской карте подключена услуга «Мобильный банк» и вы перестали пользоваться телефонным номером, помните, что оператор сотовой связи через полгода вправе продать номер другому абоненту. Обязательно отключите услугу «Мобильный банк», обратившись в офис банка, иначе она останется подключенной к номеру, которым уже пользуется другой человек.

Яна Яновская

*Фамилия, имя, отчество изменены по просьбе героини публикации. В редакции эти данные есть.