Объездную дорогу Кудымкара расширяют. На это выделено несколько сотен миллионов рублей. Люди возмущаются, что ремонтируют «идеальный асфальт». Кто и зачем это делает, где строители берут песок для укладки дорожной подушки, выяснила Яна Яновская.

На автодроме вырыли котлованы 19 октября. Утро. По обочинам дороги от Юсьвинского поворота и почти до Артамнова лежат кучи песка – им будут отсыпать откосы. Со строительной базы автодрома в Артамонова, где базируется строительная компания ООО «ДСК Арсенал», выруливает груженый песком тоннар. На территории базы горы строительного материала – песка, гравия, щебня. За базой, ближе к перелеску, экскаватор «Hitachi» черпает ковшом песок из громадной ямы.

Наш источник утверждает, что для ремонта дороги строители устроили на территории автодрома нелегальный карьер.

Фото: ПН

— Воровским путём ведут добычу песка, — рассказывает наш источник. — Нашли яму с залежами, ночью копают, днём на обочины вывозят. Если бы они песок с Перми возили, сразу бы на обочины высыпали. А не складировали на базе, чтобы потом снова грузить и на обочины вывозить. Почему прокуратура, администрация бездействуют? Куда смотрят?

Главный инженер ООО «ДСК Арсенал» Арсен Оганесян утверждает, что песок строители привозят из Перми и с поселка Космодемьянский (Карагайский район), где у компании в разработке свой карьер. Что касается вырытых на автодроме котлованов, то «они были вырыты ещё раньше, там до нас все копали».

— Изначально съёмки не было, тут ничего не доказать, — говорит Арсен Оганян. — Пусть проверяют, хоть прокуратура, хоть кто. Если кто-то и копал, то это в частном порядке, не имея к нам отношения.

Что касается работы экскаватора, то, по словам Арсена Оганяна, это делается для рекультивации территории, согласно договора аренды с собственником — ДОСААФ. Грунт перемещают с более высокого места в карьеры, чтобы выровнять и затем укатать землю.

Поправки в проект не принимают ООО «ДСК «Арсенал» ведет строительство двух асфальтированных участков на автодороге Нытва-Кудымкар: от деревни Шайдурово до Автодрома (107 км — 117 км) и от Автодрома до АЗС «Лукойл» (117 км — 126 км). В общей сложности на это из федерального бюджета выделено 659 млн рублей. По проекту часть проезжей дороги расширят с двух до трёх полос – например, на подъеме в Климовскую гору, установят барьерные ограждения, сделают разгоночные полосы, уберут существующие сейчас съезды. Не будет съездов к колбасному цеху ИП Гуляева, к пункту приёма металлолома, к ОАО «Северный Альянс» — согласно проекта специально обустроенные съезды должны быть через каждые 600 метров, а существующие будут срезаны.

— Через пару дней шум пойдёт, — предполагает Арсен Оганян. — По проекту на горе у нас будут отрезаны съезды к жилым домам (12 микрорайон — прим. автора), вот тогда люди ругаться будут. Мы работаем по проекту, проект не мы придумываем. Наоборот. Я сам заинтересован, чтобы больше съездов было. Это расширение дороги, дополнительный объём работы и дополнительные деньги.

Чтобы внести в проект изменения и оставить съезды, экс-директор ОАО «Северный Альянс» и предприниматель Игорь Гуляев ездили на комиссию в краевую администрацию — безрезультатно. Никаких поправок в проект никто не вносит.

Асфальт был изношен «Там идеальный асфальт был, зачем его снимать?», «Всё говорят, что денег нет, а тут, получается девать их некуда», «Полная бесхозяйственность», «В округе столько поселков, где даже гравийка разбита», «Трата лишних денег», «По городу проехать невозможно, всё в ямах, никто не ремонтирует, денег нет» — возмущаются люди.

В пресс-службе ФКУ Упрдор «Прикамье» отвечают, что «было проведено обследование данного участка автомобильной дороги, в результате которого выявлено, что дорога находилась в ненормативном состоянии в связи с выкрашиванием минерального материала, старением битума и потерей нормативной шероховатости, что могло повлечь дальнейшее разрушение дорожного покрытия. Поэтому было произведено устройство слоев износа».

Арсен Оганян объясняет, что дорога от Автодрома до автозаправки не соответствовала второй категории, поскольку вдоль дороги не было переходно-скоростной полосы, у съездов отсутствовали разгоночные полосы, были трещины, колеи. Он заверяет, что его компания построила качественную дорогу, которой «на 20 лет точно хватит».

— Дорогу на 60-70 см расширили, сделали полосы разгона, когда, к примеру, со стороны «Стройграда» выезжаешь, — говорит экс-глава города Анатолий Голубков. — В гору три полосы. Но гора небольшая, интенсивного движения тут нет, зачем это надо было? Деньги большущие, но смысл? Чисто по-хозяйски, я бы этого не делал.

К трассе другие требования Депутат Законодательного Собрания Владимир Хозяшев рассказывает, что по графику капитальный ремонт производится каждые 10 лет. Поскольку трасса федеральная, там «совершенно другие деньги и другие требования».

— Это управление даже губернатору не подчиняется, — объясняет ситуацию Владимир Хозяшев. — Они курируют федеральные трассы от Свердловска, в Пермском крае, Кировской области. Если бы сэкономили и не стали ремонтировать здесь, эти деньги на участки в другой области бы перекинули. На дороги в Кудымкаре или в округе эти деньги никак бы не ушли.

Фото: ПН

Тоже самое говорит и Арсен Оганян: «Люди не понимают, что эту дорогу не на их деньги строят, не на их налоги. Это федеральные средства, собранные по Платону с большегрузов».

Асфальт дотянут до Сыктывкара Пресс-служба ФКУ Упрдор «Прикамье» сообщает, что в следующем году планируется капитальный ремонт 35 км дороги. Речь идет о трёх отрезках между Карагаем и Верх-Юсьвой, общей протяженностью 35 километров. На сегодняшний день выполнена проектная документация на производство этих работ. Стоимость работ — около 3 млрд рублей. После завершения работ на этом объекте вся трасса будет приведена к нормативу. Через два года запланирована передача трассы Кудымкар-Гайны-Сыктывкар на федеральный уровень. После чего также будет произведен капитальный ремонт, чтобы дорога соответствовала федеральным стандартам.