Фото: Константин Седегов, "ПН"

За две недели июльской жары кудымкарцы не смогут позагорать на городском пляже и окунуться в прохладу Кувы. Пруд спущен. Ремонтные работы на ГТС не закончены. Мэрия планирует наполнить пруд водой в конце августа.

Небольшой песчано-жёлтый пятачок у русла Иньвы — единственное местечко, где сегодня можно позагорать. Ложе пруда заросло травой, воды нет. Пляжа, как основного места отдыха горожан у воды, сегодня не существует. Проходящие по дамбе местные мужики переживают, что слева от шлюзов (если смотреть со стороны пруда лицом к Заболотной) образовались майны (промоины), которые подтапливают дамбу, чем создают угрозу обрушения.

— Крест можно на пруду поставить, забыть уже про него, — вздыхает грузный невысокий мужчина.

Когда всё было. Сегодня горожанам остаётся лишь вспоминать 2011-2016 годы, «золотое время», когда пруд был наполнен и территорию пляжа арендовал и содержал местный предприниматель Андрей Харин. Тогда всё было благоустроено — построено новое деревянное здание (где работал буфет и дежурили спасатели, медик, охрана), скамеечки, урны, кабинки для переодевания. Были и прогулочные лодки и катамараны, спасательный инвентарь, ограждения для купания детей, буйки, на пляже можно было и рыбачить. Территорию пляжа очищали от мусора, рыхлили песок — сейчас он зарос травой.

Организованное на личные деньги пляжное хозяйство Андрей Харин был готов продать городу, по его словам, за минимально-оценочную стоимость — около 700 тыс. рублей. Администрация города, возглавляемая тогда Иваном Мехоношиным, на это не пошла. Выкупили лишь спасательный инвентарь — буи, спасательные круги. Новое здание пустует. Раздевалки, стенды и скамейки остались на пляже. Катамараны и лодки купили «с Пермского края, кто пляжи содержит»:

— Сами узнали, приехали, уже не помню, кто именно, — рассказывает Андрей Харин. — Восемь катамаранов было и восемь лодок. Только не путайте, это отдельно — городу я их не предлагал, в ту сумму они не входят. Один катамаран 80 тыс. рублей стоит.

Дно чистили зря. В 2007 году на пруду спустили воду и начали чистить дно. На очистку дна было потрачено около 40 млн рублей. Сегодня можно резюмировать, что деньги эти потрачены впустую: из 82 гектаров очистили 30, и некачественно. Ложе пруда заросло водорослями и ивняком. Горожанин Леонид Власов вспоминает, что пруд вычистили недобросовестно, дно не выровняли, там, где чистили тракторами — торчат водоросли и растёт ива. То, что очистка некачественная, замечает и бывший мэр города Анатолий Голубков:

— Надо было больше копать, глубже, метра на полтора, но это всё вывозить надо, дорого это, — говорит он. — В 2012 году трава стала расти, срезать её пытались. У меня, может, бредовая идея была. Загнать экскаваторы, углубить дно, и землю в центре складировать, пусть бы остров был, чтобы не вывозить никуда.

Возможно, свою роль сыграло и то, что после очистки пруд четыре года простоял без воды. Заполнили его осенью 2011 года, в 2012 году — запустили мальков. На 100 тысяч рублей, собранных жителями города (в основном благодаря предпринимателю Сергею Фридриху) закупили тонну карасей, и ещё на 120 тыс. бюджетных рублей тонну карпов. В 2017 году, после паводка, пруд спустили вместе с рыбой. В 2018 году летом пруд на недолгое время наполняли и спустили снова.

Почему затянулся ремонт. Причиной того, что спустили пруд, послужил мощный паводок 2016 года, когда сильно подтопило и микрорайон Заболотная, Нахаловку, Старый аэропорт. Для сброса воды стали открывать все шандоры — и не смогли. Тогда было принято решение по ремонту шлюзов и укреплению дамбы.

Весной 2018 года УКС администрации города объявил конкурс по капитальному ремонту ГТС, стоимость работ — 28 млн рублей. Подряд достался пермской фирме ООО «Панорама». Срок исполнения контракта истёк 30 июня 2020 года. Объект не принят. Подрядчик объясняет это тем, что, во-первых, за время реконструкции выявились дополнительные работы, во-вторых, сказалась и ситуация с коронавирусом и пандемией. Мастер, курирующий работы и представившийся Николаем, говорит, что работы будут закончены недели через две.

— 9 июля у нас должна быть комиссия, — рассказывает руководитель фирмы «Панорама» Михаил Кравец. — С УКСа будут представители, с Минприроды, Стройнадзор, депутат Петров (Алексей Петров — прим. автора) просил его позвать — позовём. Срок сдачи затянулся, потому что много дополнительных работ вылезло. Каких? Например, волногасителей по проекту было 40 штук, по факту — 54. Мы же не новый объект строили, реконструкцию делали — там одно за другим выходит. Подмыв был — для этого проект пришлось дополнительно заказывать. На всё время надо. Сам проект в полмиллиона обошёлся — эти расходы вообще не предусмотрены были.

И всё это рухнет? Подмыв дамбы по обеим сторонам возле основных шлюзов — это головная боль и местных жителей, и администрации, и подрядчика. Русло Иньвы на подходе к шлюзам делает изгиб, вода течёт вдоль дамбы, подмывая её.

— С весны метра 2,5-3 смыло, — показывает берег реки горожанин Олег, фамилию просит в газете не публиковать. — Там две майны (промоины) под дамбой. Это уже болотце, вода будет размывать и дальше и потом всё это (дамба) просто рухнет. Чем майны наполнили? Их надо было бетонировать качественно, а не камнями набивать.

Об этой ситуации знает и глава Кудымкара Наталья Стоянова: весной промыв с двух сторон образовался, специалисты должны всё посмотреть, есть проект по бетонированию, в таком виде принимать никто не будет. Пока наполнение пруда планируют на конец августа.
Бывший мэр Анатолий Голубков, пермский инженер-строитель с большим стажем, который консультировал подрядчика, Михаил Пьянков, и сам подрядчик — Михаил Кравец сходятся во мнении, что угрозы обвала дамбы нет.

— Тело плотины достаточно большое, — говорит Анатолий Голубков. — Не думаю, что смоет. В 19 веке поставили, ничего такого нет.

Как укрепляли. Михаил Пьянков рассказывает, что по проекту укреплять промоины надо было булыжным камнем фракции не менее 800, возили булыжник фракции 1200. Для бетонирования использовали цемент марки 500. Главная изначальная ошибка в том, что дамба идёт вдоль русла и вода на слив подходит не напрямую. Когда шандоры закроют и пруд наполнят, напор воды в русле станет меньше, подмывов не будет.

Когда весной обнаружили подмыв, подрядчик за свой счёт заказал проект. Его разработал и курирует, по словам Михаила Кравца, Московский гидрологический университет. Для укрепления майн возили скальную породу камня с Надежденского карьера (граница Чусовского района со Свердловской областью).

— Это навечно уже, — говорит Михаил Кравец. — Сколько машин привезли? Очень много… По семь тоннаров в день бывало, одна машина камня 40 тонн в 100 тыс. рублей обходится. Вот и считай, а этого в смете вообще не было заложено. Зато я знаю, что лучше нас никто бы не сделал.

Яна Яновская