Фото с сайта sm-news.ru

Разбираем вопросы, связанные с отношениями детей и родителей. Помогает нам психолог городской школы №2 Алёна Красносельских.

— Ко мне как к школьному психологу обращаются родители по проблеме снижения учебной мотивации (отсутствие желания учиться), проблеме непослушания, конфликтов со сверстниками. Причины возникновения проблем разные. Какие-то обусловлены возрастным развитием, другие — социальными факторами (условиями).

Главное. Основной проблемой школьный психолог Алёна Красносельских называет отсутствие общения (в полном смысле этого слова). Многие взрослые заняты делами, им некогда не просто поинтересоваться, как прошел день, а поговорить на темы, интересные ребёнку (увлечения, анализ прочитанной книги, просмотренного фильма и др.). В общении важно его качество и содержание (нужно что-то получить в итоге — поддержку, внимание, полезную информацию). В семье важны традиции и праздники, совместные дела. Причина проблемы — отсутствие времени у взрослого (занятость работой, домашними делами) и желания (потребности).

Очень показателен пример. Ребёнок, 3 года, подходит к маме и говорит: «Мама, поиграй со мной…». Ответ мамы: «Отстань, мне некогда. Поиграй сам». Спустя 10 лет. Мама стучит в дверь сына: «Сынок, поговори со мной», и слышит в ответ: «Да мам, отстань уже».

Школа. Если говорить про школу, то чаще всего приходят по проблеме мотивации учиться.
Ещё одна проблема связана с изменением поведения в подростковом возрасте: ребёнок перестал слушаться. Возникают подростковые изменения, кризис, где нужно перестраивать отношения, и родители не знают как. Старые методы не работают, родители не знают возрастные особенности.
— Ребёнок не хочет учиться, не хочет выполнять домашние задания, но бывает ещё одна проблема — это конфликты со сверстниками. Это как постфактум того, что произошёл конфликт в школе, и родители начинают вмешиваться. Здесь играет роль отсутствие коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками.

Гаджеты. Это не касается взаимоотношений, это влияет на их качество, и одна из причин — гаджеты. Зависимость от гаджетов. Это больше даже не проблема во взаимоотношениях, это просто проблемы, обусловленные развитием общества, и эти проблемы влияют на качество общения между родителями и детьми. Гаджеты — это проблема именно у подростков, начиная с начальной школы. С таким вопросом также приходят к психологу.
— Те родители, которые обращаются к психологу, ведь никто из них не говорит: «Вы знаете, я перестал понимать своего ребёнка!». Они говорят: «Он меня не слушает». То есть в данном случае причину видят в ребёнке, а не в себе. Они всё время проводят за телефоном, за компьютером, а никто из родителей не говорит, а вы знаете, я ему много позволяю, — говорит психолог. — Когда начинаешь разбираться, искать корень проблемы, получается, что в принципе родители всё равно косвенно влияют на это. Даже с той же мотивацией или с тем же домашним заданием всегда задаю вопросы: «А как часто вы контролируете? Вы вообще контролируете домашнее задание, которое дали?» По сути, кажется, проблема у ребёнка, и они её озвучивают. Но никто не приходит на семейное консультирование.

Возрастное. К сложностям приводят возрастные изменения. Кризис семи лет совпадает с тем, что тогда ребёнок начинает посещать школу. И у него ломается старое, меняется социальное развитие. Из дошкольного переходит в школьное. Режим меняется. Вместо воспитателя — учитель. Некие проблемы обусловлены возрастом. И всегда основная рекомендация родителям в таких возрастных кризисах — ребёнка «ломать» не надо. Надо самому перестроиться и начать общение по-другому. Проблема в общении в том, что родители не могут перестроить общение, кризис — это не плохо. Кризис — это хорошо, когда мы ломаем старое и строим новое.
— Взрослые очень часто загоняют назад. Имеется ввиду, стереотипы, привычки, поведение. Возьмём, например, подростковый возраст. Один из признаков подросткового возраста: я уже не ребёнок, я взрослый. Желание, чтобы учитывали мнение ребёнка, чтобы с ним считались, чтобы было больше свободы. А родитель хочет по-прежнему контролировать, а ребёнок против этого бунтует. От этого и возникают проблемы в общении. Взрослым надо перестроиться. И учиться договариваться, учитывать мнение, интересоваться, учить ответственности. Взрослость — она не только со свободой приходит, но и с ответственностью, вот в чём ошибка со стороны родителей. Чем больше ребёнка загоняешь в угол, тем больше он будет бунтовать, — говорит Алёна Красносельских.

Малыш. Возьмём для примера ребёнка, которому один год и он начал ходить, для матери это проблема, что он начал ходить. Она загоняет его в манеж, она его обратно — туда, где он не умел ходить и осваивать окружающую среду. У ребёнка новое образование — ходить, всё открывать. Его родитель загоняет обратно. Ребёнку это не нравится, ребенок кричит, капризничает, шумит.

Подросток. У подростков ведущая деятельность — это общение со сверстниками, и если не нравится компания, не нужно лишать общения со сверстниками. Надо найти альтернативу, надо найти другого сверстника, с которым так же комфортно, который соответствует вашим требованиям.
Ещё другой вариант — пригласить их домой, и чтобы они были под вашим присмотром. Полностью ограничивать общение нельзя в этом возрасте. Иногда проблемы могут быть обусловлены конкретной ситуацией: психологической травмой, стрессом, кризисом в жизни человека, элементарно развод родителей, смерть близкого человека или животного может повлиять.

Родитель. Родитель должен быть взрослее и мудрее. По отношению к своему ребёнку он должен помнить свои основные функции: контроль, забота, любовь.
— Родитель должен быть внимателен к своему ребёнку. Он должен заметить все эти изменения, когда ребёнок дверью хлопнул, когда не захотел идти в школу, когда в первый раз обманул, — говорит Алёна Красносельских.

Зеркало. Стоит подумать о себе, какое сам родитель имеет отношение к проблеме, потому что ещё одна убежденность школьного психолога: дети — это наше зеркало. Те проблемы, которые есть у детей — это и наши проблемы. Если ребёнок не умеет общаться, это мы не умеем общаться. Ребёнок дерется — живёт в агрессивной среде. Ребёнок не читает — никто дома не читает.
— Дети — они действительно отзеркаливают, — говорит психолог. — Если ребёнок ворует — то это норма для него, где-то он это видит и где-то это поощряется. Не надо обвинять самого ребёнка, всё влияет — и телевизор, и сверстники, но в первую очередь — семья.

Учиться быть родителем. Если родитель понимает, что не может справиться, он может обратиться за помощью к психологу, в том числе к школьному. — Учат быть журналистом, учат быть врачом, педагогом, юристом, строителем, но не учат быть родителем, — говорит Алёна Красносельских. — А это основная функция, которую мы несём на протяжении всей нашей жизни, и если даже брать педагогику и психологию, то она преподаётся только в педагогических учреждениях. Родители выстраивают отношения на примере своей родительской семьи, и ошибки своих родителей мы очень часто повторяем в отношении своих детей.

О том, какие книжки про родительство стоит прочитать, мы расскажем в ближайших номерах газеты