Новый детский сад в 12 микрорайоне Кудымкара достроен. Когда же двери нового садика распахнутся для детишек — сказать сейчас сложно. Из-за того, что садик не сдали вовремя, бюджет города потерял как минимум 52 млн рублей — эти деньги выделяла федерация на покупку здания садика, сейчас они будут возвращены в Москву как неосвоенные.

24 января государственная приемочная комиссия подписала заключение и акт приемки здания сада в 12 микрорайоне. Гендиректор ООО “Автолайн” Юрий Сытин говорит, что инвестор намерен продавать садик муниципалитету по стоимости, определенной госэкспертизой. При этом он отмечает, что если процесс покупки будет откладываться, стоимость объекта будет возрастать: “Мы построили, заинтересованы продать, как можно быстрее. Нам и кредиты выплачивать надо, и охрана садика, отопление, электричество – это же все расходы идут, сами понимаете”.

До этого, в последний раз приемочная комиссия была на объекте 20 января. По словам генерального директора ООО «Автолайн» (это застройщик и собственник здания) Юрия Сытина, у комиссии было несколько небольших замечаний, таких как покраска поручней, после устранения которых будет подписан акт приемки:
– Сказали, все хорошо, доделаете, фотоотчет нам вышлите, мы подготовим акт и заключение, – рассказывает Юрий Сытин.
Строить здание садика, рассчитанного на 100 мест, пермская компания «Квадрагрупп» начала еще в 2016 году. Сдать объект подрядчик должен был в 2017 году, однако стройка за тянулась. Из за финансовых проблем «Квадрагрупп» ушла с объекта в 2018 году, и стройка заморозилась почти на год. Недостроенное здание выкупило ООО «Автолайн», и в апреле 2019 года стройка возобновилась.

Строили всем миром. ООО «Автолайн» достраивало здание за счет собственных средств. Генподрядчиком на стройке выступает ООО «СК Вега». В свою очередь, ООО «СК Вега» заключает субподряды с разными фирмами, которые выполняют специализированные лицензированные работы. Такие как монтаж электропроводки (ООО «Электростиль»), установка вентиляции (ИП Тараканова), установка лифта (ООО «Лифтовые системы»), устройство автоматической пожарной сигнализации, системы видеонаблюдения (ООО «Линкплюс»).
– «Автолайн» абсолютно все материалы закупал сам, – рассказывает Константин Радыгин,
который оказывал консалтинговые услуги фирме ООО «СК Вега». – За выполненные работы «Автолайн» перечислял деньги ООО «СК Вега», которое, в свою очередь, уже рассчитывалось с субподрядчиками. На сегодня есть небольшая задолженность по зарплате, скажем так — она текущая, за январь.

Сколько стоит. Первоначальная стоимость объекта была 67 млн рублей. Сегодня, согласно заключению экспертизы по определению оценочной стоимости объекта Пермского края, стоимость здания детсада составляет 92 млн рублей. Какова себестоимость строительства и за какую цену ООО «Автолайн» готов продать здание муниципалитету, генеральный директор ООО «Автолайн» не говорит:
– Не хочу озвучивать эти цифры. Тяжело было, потому что все дорого, транспортные расходы большие, удорожание материалов.
Выкупать детский садик муниципалитет должен был по нацпроекту «Строительство детских садов», где 50% средств — это федеральные деньги и 50% краевые. В связи с тем, что садик, как планировалось, не был достроен и сдан в эксплуатацию в 2019 году, из нацпроекта он был исключен. 52 млн рублей будут возвращены в федеральный бюджет как неосвоенные.

Политика и деньги. – Деньги федеральные потеряны, – объясняет заместитель председателя правительства Пермского края по региональному развитию Александр Борисов. – С федерального бюджета на приобретение садика деньги сейчас точно не дадут. С краевого бюджета — еще вопрос. В этом случае придется «снимать» средства других проектов, а это некорректно по отношению к другим территориям, где данные проекты реализуются. Национальный проект, нереализованный в одном муниципалитете, – это негатив на весь субъект (Пермский край).
Федеральным властям без разницы, в каких муниципалитетах провал, виноват в целом субъект, правительство края.
Бывший мэр города Анатолий Голубков говорит, что без края город с проблемой не справится:
– Федеральные деньги жестко даются и жестко отслеживаются. Федерация денег не даст. С одной стороны, это проблема города сейчас — садик нужен, денег не дали. С другой — генподрядчик попал крепко, строил за свой счет. При этом у города сейчас нет обязательств перед застройщиком, поскольку во время застройщик садик не построил. Без помощи городских и краевых властей этот узел не развязать.

Виноваты все по чуть-чуть. Ответственность за то, что городской бюджет потерял 52 млн рублей из федерального бюджета, лежит на всех: и на администрации города, и на застройщике. Заместитель председателя краевого правительства Александр Борисов говорит, что, по сути, глава муниципалитета должен заключить контракт с застройщиком и не обязан каждый день лично контролировать ход строительства:
– В одних муниципалитетах, например, глава день через день бывает на объектах, «подпинывает» подрядчиков и в результате все вовремя строится и сдается. А где-то контракт заключил и сидит, ждет, там провалы и бывают, – говорит Александр Борисов. – От личного участия и заинтересованности главы зависит развитие территории, и люди сами это всегда видят. Помню, на встрече с населением в Гайнах нас спрашивали: «Почему в Кочево столько всего строится, а рядышком в Гайнах нет, территории ведь одинаковые?». Там, где глава заинтересован, идет своевременное и рачительное расходование денежных средств, реализуются проекты и программы, там и люди результат сами видят.
Гендиректор ООО «Автолайн» Юрий Сытин рассказывает, что с городской администрации и глава города Иван Мехоношин, и его зам Вячеслав Киселев практически ежедневно были на стройке, приходили, контролировали, а на вопрос, почему в прошлом году госкомиссия не приняла объект, говорит о недоделках:
– Были недоделки, когда у меня акт на руках будет, готов все показать и рассказать. От проектировщиков еще все зависит.
Есть и еще важный момент для любого строительства: застройщик строит объект по проекту, который прошел госэкспертизу. Приемочная комиссия проверяет одновременно соответствие построенного объекта проекту и соответствие всем ГОСТам и СНИПам. А проектная документация, как правило, СНИПам не соответствует. Константин Радыгин рассказывает, что в проекте фасад здания должен быть сделан из фиброцемента, а это волокно, которое не проходит проверку по пожарной безопасности.
– Мы фасад на 50% переделывали, если бы фиброцемент на хризотил не заменили, вообще бы проверку не прошли, – рассказывает Константин Радыгин. – Мелочей не счесть. Сейчас все доделали.

Как выкупать. Глава города Иван Мехоношин в очередном отпуске. Исполняющая обязанности главы Наталья Стоянова давать комментарии по телефону отказывается и просит письменный запрос.
По словам Александра Борисова, позиция краевых властей всегда простая:
– Мы предоставляем финансовый ресурс, мы никого не лишаем возможности участвовать в инвестиционных проектах, никого не лишаем денег. А то, как эффективно этот ресурс используется, в большей степени зависит от власти на местах, от активности и профессионализма главы и его команды. Если нет ни того, ни другого, территория не имеет будущего.
Анатолий Голубков уверен, что государство в любом случае будет решать этот вопрос, садик городу нужен. И даже если край откажется взять на себя потерянные федеральные деньги, их все равно можно найти в городском бюджете:
– 50 миллионов можно откуда-то выскрести, – говорит он. – На 100 миллионов у нас бюджет каждый год не осваивается. Другой вопрос, что решать эти вопросы сейчас некому. У нас депутаты дважды сорвали выборы, и в крае просто могут сказать – идите нахер.

Яна Яновская