Отсутствие морозов никак не скажется на оформлении городской площади к Новому году. Алексей Мехоношин седьмой год делает в Кудымкаре фигуры из снега и льда. И он абсолютно спокоен. Подробности выясняла Яна Яновская.

– Уверен, что мы всё успеваем. Погодные условия знали, поторопили нас. В этом году мы раньше начали, успели (до плюсовой температуры) ограждение сделать — немалая часть работы, — расслабленно улыбается Алексей Мехоношин. Его можно назвать главным архитектором Новогодней площади в Кудымкаре. С 2013 года он рисует эскизы, обсуждает их с администрацией, набирает бригаду и ваяет новогодние скульптуры.
Каждый год в ноябре его приглашают в администрацию, где он предлагает приемной комиссии эскизы фигур: символ года, горки, лабиринты, крепости. Бюджет на оформление, по словам Алексея, практически не меняется, а желание и аппетиты растут, как растут и затраты:
— С нами отдельный договор заключают, я рисую и оформляю, — рассказывает о процессе создания новогодней атмосферы Алексей. — От снега чистят, короба ставят, лёд готовят — это коммунальное предприятие делает. Потом на сайте общую сумму расходов выложат.

Как это делают

В этом году, как и раньше, Алексей будет работать на площади вместе с братом Эдуардом и двумя друзьями. Сейчас площадь освещена, можно работать и в вечернее время. Уже в конце недели бригада выйдет пилить и резать лёд и снег. Оптимальная температура для работы со льдом -10 градусов ниже нуля. Но и при температуре в минус два-три градуса уже можно работать: лишь кубики льда дольше примерзают друг к другу.
Есть и другое неудобство — нет идеального льда для работы. Чтобы были красивые скульптуры, нужен замороженный с помощью специального оборудования лёд, у нас его нет. Лёд замораживают вручную.

Как чинят фигуры

Ледяные скульптуры в Кудымкаре всегда невысокие, максимальная высота 1,7 метра. И связано это прежде всего с безопасностью. Дети балуются, фигурки ломают, летящий сверху осколок может травмировать. Алексей рассказывает, что каждый год им приходится фигуры подправлять и восстанавливать.
— Ломают два-три объекта каждый год, и каждый год восстанавливаем. Числу к 25 декабря мы всё закончим уже, и до 31 ещё придется доделывать, подправлять, то тут, то там что-то обязательно отколют, — говорит Алексей. На вопрос, как же тогда в других городах — той же Перми — фигуры ставят высокие и их не ломают, они неопасны, он отвечает — там охрана хорошая, круглосуточная. Всегда следят, смотрят. У нас в городе нет возможности такую охрану обеспечить.
— Хорошо, что народная дружина сейчас появилась, они нам очень помогают. Когда работаем, не приходится уже отрываться, детей отгонять, чтобы не трогали пока, не лезли.
Несмотря на то, что дети, по сути, мешают и сводят на нет работу и труды, Алексей ничуть не сердится и не обижается:
— Они же не специально, чтобы испортить что-то, делают.

Про безопасность

В этом году ограждение вокруг ёлки будет оформлено светящимися ёлочками из дюралайта. Ограждение вокруг ёлки — это не только украшение, но и барьер, чтобы дерево не ломали. Этот барьер и позволяет подключать дюралайт, чтобы фигурки заиграли разными цветами.
— Там напряжение 220 вольт, — объясняет Алексей. — Представляете, что будет, если ребенок заденет?
По этой причине дюралайт не подключают к фигурам, которые не защищены, и к ним всегда есть доступ.
Отличие площади в этом году от предыдущих — спортплощадка с тренажёрами. Её администрация решила как-то прикрыть на время новогодних праздников — вскоре там появится большая композиция из нескольких ледяных ёлочек.

Где еще лепит

Алексея Мехоношина знают и за пределами округа. Приглашают поработать в другие города, но он отказывается, потому что по времени не успевает. Седьмой год он оформляет Кудымкарскую площадь, являясь единственным участником тендера.
— В других городах фирмы этим занимаются, а у нас некому, — говорит он. — С такими объёмами и зарплатами никто не пойдет сюда, не поедет. Можно съездить на фестиваль ледовых скульптур, поработать со льдом — тоненькие скульптуры нарезать, тут такие не получаются, но нет времени, людей не хватает.
Помимо городской площади Алексей лепит фигурки возле своего дома. Две дочки и сын вместе с ним обязательно ставят горку и что-то ещё. Многого семья не просит — понимает, что их папа — ответственный перед детьми всего Кудымкара. И ответственности не боится:
— С Кувинского лагеря начали, скульптуры там заказывали, мостики из снега, фигурки чуди, героев мультиков делали, — вспоминает Алексей. — Увидел, что неплохо получается. Когда в городе стал делать, не боялся уже.

И дерево

Летом Алексей режет дерево. Есть своя столярная мастерская и постоянные клиенты. Картины, скульптуры, резные лестницы — заказов так много, что порой заказчикам приходится ждать своей очереди. Недавно был крупный заказ: Пермская федерация конного спорта заказала 15 скульптур в национальном этническом стиле.
— В поселке Ферма они кафе коми-пермяцкое открывают, — рассказывает мастер. — Им хотелось, чтобы территория вся была оформлена так.
Планирует Алексей вырезать большое панно — два с половиной метра высотой и четыре-пять метров длиной. Только это затратно, и заказчика с таким крупным бюджетом нет.
— Его, панно, можно в парке поставить, хоть где, красиво будет, такое украшение, — мечтает он. — С такой работой в книгу рекордов Гиннесса попасть можно.

Фото: Парма-Новости

С раннего детства Алексей любил рисовать и лепить. В его руках оживал сначала пластилин, потом дерево. В школу он ходил через магазин. На родительские 10 копеек, выданные на булочки, он покупал набор лезвий и вырезал узоры и картины. Уже тогда он разбирался в карандашах — вот этот мягкий из кедра, легко режется, этот — тверже. Практически все уроки и перемены Алексей вырезал что-то на карандашах:
— Косички, например, или человека с бородкой, — вспоминает Алексей. — Спрячусь, чтоб учительница не видела, и выпиливаю. У одноклассников карандаши резал, раньше же резинок на концах не было. Им потом отдавал.
С пятого класса Алексея освободили от уроков труда. Для знакомства педагог предложил всем мальчишкам класса что-то самим смастерить и принести. Лёшка к тому времени уже умел работать в столярке отца. Из заготовок он смастерил красивую расписную шкатулку. Учитель не поверил, что это сделал ученик пятого класса, и на следующем уроке в качестве доказательства предложил что-то вырезать на заготовленной доске.
— Можешь больше ко мне на уроки не ходить, — вынес вердикт трудовик, оценивая работу Алексея. — Мне тебя учить нечему.
От уроков рисования и черчения никто не освободил, но оценок ниже пятёрок не бывало.
— У нас отец резьбой занимался, столярным делом, — говорит Алексей. — И меня тянуло к этому.

Ранее мы писали, как скульптор Валентина Ракишева делает скульптуры для Кудымкара