Фото из архива семьи Зыряновых

Произведения искусства часто хранят в себе множество загадок, тайн и увлекательных историй. В День Победы мы публикуем одну из них. И связана она с портретом Лиды Зыряновой, который написал участник Великой Отечественной войны Анатолий Баяндин.

На одной из выставок в Пермской художественной галерее много-много лет назад Валентина Зырянова, дочь Василия Григорьевича – одного из основателей «Комипермлеса», увидела портрет своей старшей сестры Лиды, написанный Анатолием Баяндиным.

Лида была первой красавицей в Кудымкаре. «Высокая, стройная…, – описывает её Валентина Васильевна. – Мужчины влюблялись в неё по уши».

Понравилась девушка и Анатолию Баяндину, который в 1945 году вернулся в Кудымкар с фронта и стал работать художником в Коми-Пермяцком драматическом театре. Он, по словам Валентины Васильевны, тоже был видным парнем: высокий, статный…

– Плюс вся его грудь была в орденах, – вспоминает Лидина сестра. – А ещё он был талантливым во всем – и пел, и рисовал, и писал. Он был хорошим писателем. Вы читали его рассказы? Прекрасные, не так ли?

Фото: архив Зыряновых.

В армию Анатолий Баяндин ушел сразу после окончания школы, ему только-только исполнилось 17 лет. Военкомат направил Анатолия в Чкаловское военно-авиационное училище. Со второго курса он отправился рядовым солдатом на защиту Сталинграда.

В документах, хранящихся в Окружном архиве, говорится, что Анатолий Баяндин принимал участие в боях при форсировании польской реки Вислы, воевал в Германии. Причем весьма успешно – о нём даже писали фронтовые газеты.

 

Про Анатолия Баяндина писали в книгах Упомянул о коми-пермяцком пареньке и Маршал Советского Союза, командующий 62-й армией Сталинградского фронта Василий Чуйков в своей книге «Конец третьего рейха»: «Мне рассказали о комсорге батальона 217-го полка гвардии младшем лейтенанте Анатолии Баяндине. Он переправился через реку одним из первых. На вражеском берегу комсорг повел в атаку группу бойцов. Бой был жарким. Комсомолец-пулемётчик Горюнов уничтожил в этой схватке 16 гитлеровцев. Баяндин немедленно передал по цепи о подвиге пулемётчика. Комсорг знал свое место в бою – он был всегда там, где возникало наиболее трудное положение. Когда гитлеровцы перешли в контратаку, он оказался у пулемётчиков. Комсорг своими глазами видел, кто из воинов дерется лучше всех, и призывал молодежь равняться на отважных… У Анатолия Баяндина был настоящий талант воспитателя. Терпеливо, душевно он работал с людьми. Быть всегда в гуще событий стало для него жизненной потребностью».

Воевал Анатолий Баяндин около трёх лет. Был трижды ранен, контужен. После демобилизации по ранению вернулся в Кудымкар. Его наградили орденом Красного Знамени Отечественной войны I степени, Красной Звездой, медалями «За отвагу», «За взятие Варшавы» и другими орденами.

Почему Лида отказала фронтовику Лида Зырянова с Анатолием Баяндиным, рассказывает Валентина Васильевна, почти сразу же стали друзьями. Они вместе участвовали в художественной самодеятельности. И… однажды он сделал девушке предложение. Но она отказала ему.

Почему? Возможно, потому, что любила другого мужчину. Тот тоже был участником войны, занимал в округе высокий пост. Но он был женат. Правда, его жена, пока он воевал, изменила ему. Он об этом узнал и, когда вернулся на родину, не стал с ней жить.

– Я думаю, что он тоже любил Лидочку. Сильно любил… Лиде он тоже нравился. Это чувствовалось. Поэтому, когда он сделал ей предложение, она ответила согласием. Но наш папа не разрешил им заключить брак, хотя и он его любил всей душой, – рассказывает Валентина Васильевна.

Лиде Василий Григорьевич объяснил, что раз у её возлюбленного есть семья, к тому же дети, то однажды он передумает и захочет к ним вернуться.

Что произошло потом Конечно, Лида переживала и вскоре уехала из Кудымкара, – продолжает рассказывать Валентина Васильевна.

А тот мужчина и правда, спустя некоторое время вернулся к жене. Что касается Анатолия Баяндина, то он прожил недолго: в 1962 году его убили.

Писатель Михаил Хорошев рассказывает, что Анатолий Баяндин, как и многие фронтовики, был морфинист. Морфий ему начали колоть в госпитале после ранения для утоления болей. Естественно, возникла зависимость. В Кудымкаре он ходил ставить уколы в Окружную больницу.

– 13 апреля 1962 года на укол он пришел уже вечером, – говорит Михаил Хорошев. – Укол ему ставил Евгений Емельянович Волокитин. Спустя много лет он рассказывал мне, что предложил тогда Анатолию Денисовичу остаться в больнице, переночевать. Но тот махнул рукой, сказал, что ему нечего бояться в Кудымкаре, и пошел домой.

На одной из улиц на фронтовика напали трое несовершеннолетних ребят. Один из них подрезал Анатолия Баяндина ножом.

– Я слышала, что его убили. Жаль Толю. Он был таким талантливым парнем, – сожалеет о судьбе Анатолия Баяндина Валентина Зырянова. – И ведь я не знала, что он, оказывается, нарисовал Лидочку. Когда увидела её портрет в художественной галерее в Перми, очень удивилась.

Елена Истомина