Одна из бесед, которые проводит центр «АРТкад», была посвящена старообрядцам в Коми округе. Как они появились в Парме, как сохраняют свои традиции, рассказала краевед из Юрлинского района, потомок старообрядцев Елена Моисеева.

Елена Моисеева работает заведующей школой в деревне Дубровка. Ее бабушки и дедушки были старообрядцами. Саму ее крестили в старообрядческой церкви.

К старообрядцам относятся люди, придерживающиеся старых христианских обрядов. Во времена правления Алексея Романова под руководством патриарха Никона в 1650-1660 годы была проведена религиозная реформа. Те, кто отказался подчиняться новым правилам, объединялись, и их сразу же стали называть раскольниками, так как они как бы раскололи христианскую веру на старую и новую. В 1905 году их стали называть старообрядцами. Широкое распространение старообрядчество получило в Сибири.

– У нас многое отличается, – говорит Елена Моисеева и показывает свой крестик. На нем Иисус не распят.

– Все вы, наверное, знаете из истории, что раскол в церкви произошел при царе Алексее Михайловиче. Старообрядцы были вынуждены бежать туда, где им никто не будет мешать верить в старую веру, – добавляет краевед. – Так старообрядцы появились в Юрлинском районе.

По словам Елены Моисеевой, в деревне Поткино – недалеко от Дубровки – стояла старообрядческая церковь. Но в 1918 году, когда было Поткинское восстание, церковь сожгли.

Вспоминает Елена Моисеева и то, как общались ее бабушки и дедушки.

– От них я часто слышала выражение: «Ну кержак», – рассказывает она. – Мне всегда было интересно, почему они так говорят. Думала, что кержак – это какое-то ругательство. Но прошло время, и я поняла, что кержаки – это чистые, светлые, трудолюбивые люди. Так они называли себя.

Причем если женщина была мирская, а ее муж кержак, то только их сыновей называли кержаками, дочерей – нет.

– Но при этом старообрядцы, насколько я помню, не жили обособленно. Они жили вместе с другими людьми. Со всеми были в хороших отношениях, – добавляет жительница Дубровки.

Есть старообрядцы в Юрлинском районе и сейчас. Например, они живут в деревне Васького.

Краевед из Косы Анна Кучева говорит, что старообрядцы селились и в Косинском районе.

– И если потомки староверов Косинского района уже считают себя коми-пермяками, то старообрядцы Юрлинского района до сих пор хранят заветы предков, веру, обычаи, – отмечает Анна Кучева.

Следующая лекция в центре поддержки социальных и культурных проектов “АРТкад” пройдет 6 мая и будет посвящена мифам и легендам Прикамья. Лектором выступит Павел Ширинкин.