До конца 2018 года власти обещают переселить жителей Усть-Косы, а в следующем году их старые дома сравнять с землей. Но не все люди готовы выехать с малой родины. Валентина Коньшина побывала в Усть-Косе и выяснила, что к чему.
Усть-Косу весной топит. Мощный паводок 2016 года показал, что подобное поселок может не пережить. Почти все дома в Усть-Косе старые и гнилые.
Сначала власти хотели построить усть-косинцам дома в райцентре – в селе Коса. Но проект, объясняет глава Косинского района Евгений Анфалов, получился слишком дорогой. В итоге сошлись на том, что жителям выдадут социальные выплаты на приобретение жилья на территории Пермского края.
– Порядок выдачи в крае еще не разработали, – замечает глава. – Планируется, что до конца года выплаты будут выданы. В следующем году старые дома в Усть-Косе сравняем с землей.
Сравнять Усть-Косу бульдозером предложил после мощного паводка в 2016 году Роман Кокшаров. Он возглавляет министерство территориального развития Пермского края. Смысл – чтобы люди действительно выехали из поселка, а не приобрели бы жилье для детей, оставшись в Усть-Косе.
К переезду готовы. Надежда Колегова говорит, что, конечно, их, усть-косинцев, надо переселять:
– Дома-то ведь старые, и весной топит! Вот как весна идет, такой мандраж начинается. У нас в доме до половины окон вода заходит. Печки после паводка сыплются, падают… Ремонтировать дома смысла нет. Да и школы в поселке нет, садик, больницы.
– Я уехать хоть сейчас готова! – говорит Валентина Голева. – Переселять поселок надо. А если нас снова, как в 2016 году, затопит?
Поддерживает женщин Александр Дроздов.
– Каждую весну, когда вода приходит, все плачут, а когда приходит лето, все молчат, – упрекает местное население он. – Я сам по себе смотрю. Приезжаю каждый раз в Косу и смотрю – люди в туфельках ходят, а мы ходим в болотниках! Каждый год здесь затопления! Все картошку сажают в мае, мы садим летом, когда земля подсохнет!
Переехать Александр Дроздов готов. Советует отказаться от Усть-Косы и остальным:
– Надоела эта вода! Я на других людей смотрю, у них и яблонька в огороде есть, и вишенка есть. А я вот сажаю все это, весной приходит вода, и все погибает, не приживается. Надоело!
С нежеланием, но готовы. Николай Осипов родился в Усть-Косе. Ему 56 лет. Он переселяться не хочет.
– Привык жить здесь, – сухо объясняет он. – Но ради внучка придется переехать. Ему садик нужен, школа. Тут этого давно уже нет.
С Николаем Оспиовым в Усть-Косе живут дочка и внук.
– Мы всю жизнь здесь прожили. Нам река нужна, лес. Как теперь без этого? – соглашаются с односельчанином Тамара и Владимир Новиченок. Они живут в Усть-Косе с 1969 года. Обоим супругам за 70 лет.
– Обещали до 20 сентября переселить. Но опять у них что-то затянулось. Документы, говорят, собирают. У нас-то дом нормальный. Таких тут, наверное, пять всего. Остальные – гнилье. Поэтому мы готовы и остаться, – объясняют супруги.
Правда, если власти все же решатся на переселение, то Тамара и Владимир Новиченок уже знают, куда поедут – поближе к Перми. В краевой столице у них живет дочь.
– Паводки нас не пугают. За переселение переживаем. Как и на чем мебель будем перевозить? – размышляют муж с женой. – Надеюсь, нас транспортом обеспечат.
Светлана Снитко говорит, что ее душа тоже уезжать из Усть-Косы не хочет.
– У нас красиво здесь, – объясняет она. – Река, рыбалка. Но если все же переселение начнется, мы поедем.
Наотрез отказываются. Валентина Трищенко переезжать из Усть-Косы не хочет.
– Куда мне в таком возрасте ехать? Мне уже за 70! – говорит она. – Ведь хотели нам сначала построить жилье в Косе. Почему не построили? Теперь нужно самим искать жилье. Но на какие поиски жилья в таком возрасте я поеду? Я даже на собрания перестала ходить. Нервничаешь только! Нет, нет, я никуда переезжать не собираюсь!
Валентина Трищенко замечает, что к тому же в Косе на жилье цены сейчас поднялись.
– А квартиры точно такие же старые! Не хочу из гнилушки в гнилушку переезжать! – повторяет она.
С Валентиной Трищенко полностью согласна 86-летняя Зинаида Евдокимова.
– Я всю жизнь тут прожила, тут и умирать буду, – заявляет она. – Я тут вросла в землю. И что, теперь выгонят меня?
Редакция «ПН» будет следить за развитием событий.