Координаторы проекта «Мост памяти», которые собирают информацию о военнопленных из Коми-Пермяцкого округа, встретились с родственниками солдат. 

История Ильи Хозяшева

В Пешнигорте на встречу с координаторами проекта собрались родственники Ильи Хозяшева. Двоюродная внучка Татьяна Савенкова рассказывает, что Илья был пятым младшим ребенком в семье.

В 1940 году его призвали на службу, он попал на Дальний Восток. Оттуда прислал фотографию, где передавал привет маме и сестре. Это единственная фотография двоюродного деда, которую сейчас хранит Татьяна Савенкова.

Илья Хозяшев (на фото справа) отправил этот снимок с Дальнего Востока маме и сестре. На обороте фотографии значится дата: май, 1941 год. Фото: архив Татьяны Савенковой.

Климат на Дальнем Востоке Илье не подошел, и по болезни его отправили в госпиталь на Украину, во Львовскую область.

Буквально через две недели после начала войны он попал в плен, в лагерь «Шталаг» в Нижней Саксонии. В ноябре 1942 года он погиб, но никто из родственников об этом не знал. Татьяна рассказывает, что мама Ильи до последних дней ждала сына.

– Никаких сведений не было, только получили извещение, что Котовск – город, где он был в госпитале, полностью разгромлен фашистами, – рассказывает Татьяна Савенкова.

Илья Хозяшев погиб в 23 года. Он не был женат, детей у него нет.

Суть проекта «Мост памяти» – собрать информацию, сделать фотографии и организовать выставку, посвященную людям, оказавшимся в плену. Рассказать об их судьбах, показать потомков этих солдат и места, где они мирно жили. Дом, где жила или живет до сих пор семья, деревня, речка, поля – все, что окружало солдата до ухода на войну. Сфотографировать личные вещи солдата, если они сохранились.

Анна Отмахова говорит, что «все получается замечательно». В Коми-Пермяцком округе они уже встречались с родственниками семи военнопленных, всего по краю – около 30.

– Для меня важно, что это память о наших предках, что мы ими гордимся и почитаем, – говорит двоюродная внучка Ильи Хозяшева Татьяна Савенкова. – И мы хотим эту память передать нашим детям, внукам, чтобы и они знали, помнили, гордились. 23 года – это же совсем еще ребенок. Зато сейчас над нами всеми солнце светит, и спасибо за это большое.

История Сергея Усова

В основном, попав в плен, люди погибали в лагерях. Сергей Усов из деревни Усова Кудымкарского района – один из немногих, кто выжил и вернулся домой.

Племянник солдата Александр Батин рассказывает, что его дядя попал в плен, содержался в лагере в Нижней Саксонии. Военнопленным приходилось тяжело, они таскали камни. Через какое-то время в лагерь пришел «бюргер» – помещик, у которого есть фермерское поместье, и спросил, кто из пленных соображает в крестьянской работе.

Сергей Усов до войны работал в колхозе, поэтому сразу откликнулся. Это и помогло ему выжить. Он вместе с другими пленными попал на работы к этому «бюргеру». Жили в хлеву: их место перегородкой отгораживало помещение для свиней. Готовили еду сами. Один мужик умер – он много курил и свою еду менял на табак, поэтому и умер. Когда русские военнопленные узнали, что Красная армия наступает, то сбежали.

Когда Сергей вернулся в Советский союз, его отправили на два года в трудовой лагерь в Свердловск. Только после этого он вернулся домой. Работал в колхозе. У Сергея родились пятеро детей, из которых сейчас живы двое. Сын Федор живет в Верх-Иньве. Он говорит, что отец не любил вспоминать и рассказывать про войну. Лишь однажды, выпив водки, он рассказал, что остался жив благодаря тому, что из лагеря для военнопленных попал на работы в фермерское поместье.

Координатор проекта Анна Отмахова замечает, что в рассказе о Сергее Усове есть нестыковка: Красная Армия не освобождала Нижнюю Саксонию, туда вошли англичане:

– Видимо, решились на побег, когда однозначно стало понятно, что идут советские войска или союзники, – говорит она. – Непонятно и как был устроен их быт: если они себе готовили еду, то как и где? Была ли у них печка в хлеву, костер разводили, или как готовили?

Истории записала Яна Яновская. 

Прежде чем преподнести ту или иную тему читателю, мы стараемся изучить её со всех сторон. При этом нам важно оставаться беспристрастными и объективными