Сегодня, 21 февраля, в Министерстве округа состоялась информационная встреча по дноуглублению и спрямлению реки Иньва. Чиновники уверяют, что после выполнения работ уровень паводковых вод снизится на 3,5 метра. Горожане опасаются, что после спрямления повысится уровень грунтовых вод, а Владимирские пески станут смердящим болотом.
Это далеко не первая и, как предполагает министр Природных ресурсов Пермского края Дмитрий Килейко, не последняя встреча представителей краевой и муниципальной власти с кудымкарцами. После того, как краевое Минприроды разместило на сайте госзакупок проект спрямления реки, бывший мэр города Анатолий Голубков сразу высказался категорично: «Кто придумал спрямлять Иньву – у того одна извилина в голове и та прямая». Он считает, что основная причина весеннего паводка – это сдерживающий фактор воды на дамбах по улице Свердлова и по объездной дороге.
– Перепад во время паводка между левой и правой сторонами дамбы был 82 см, так мне, по крайней мере, сказал Вячеслав Иванович (Киселев – зам. главы администрации города), – объясняет Анатолий Голубков. Сидящий за столом Вячеслав Киселев подтверждает эти слова кивком головы. – Исходя из проекта, который в свободном доступе, никаких работ по дноуглублению под мостом не предусмотрено. Это узкое место, которое ежегодно становится затором воды. А перепад, где мост федеральный, по словам Киселева был 92 см. Это вторая причина. Те работы по спрямлению, никакого результата не дадут. Вода упрется в объездной мост. Все эти потуги спрямления…
– Ваш вопрос в чем? У вас есть вопрос? Нам не нужны ваши рассуждения, – не выдерживает министр природных ресурсов Дмитрий Килейко.
– Здесь приглашены люди, которые живут в зоне подтопления. Я вижу, что все сотрудники «Чистого города» сидят, чтоб массу нагнать, – напирает Голубков. – Давайте пусть поднимут руки те, кто действительно в зоне затопления живет. Ну да, процентов 20 есть, – делает он вывод, оглядывая зал.
Начальник отдела водных ресурсов Ирина Лопатина объясняет, что у каждого сооружения есть собственник, и Минприроды не может выполнять работы в охранной зоне мостов – это связано с безопасностью сооружений.
Вспомнила о намерении решить вопрос по поводу мостов и депутат ЗС Пермского края, сопредседатель ОНФ Дарья Эйсфельд: «Мы на прошлой встрече говорили о том, чтобы обратиться по этому поводу в Управавтодор. Есть от них какой-то ответ?».
Ирина Лопатина объясняет, что данный вопрос может быть рассмотрен при проектировании ремонта моста, следующий срок ремонта через четыре года.
Горожанин Андрей Голев переживает, что если спрямить реку и не сделать мелиоративной сети, повысится уровень грунтовых вод, поскольку вода не будет уходить.
Ирина Лопатина уверяет, что этого не произойдет, поскольку старые каналы не будут полностью засыпаны и вода, как раньше, будет уходить.
Горожанин Николай Баяндин возмущен, что подрядчик нарушает закон о тишине, два месяца работы не прекращаются ни днем, ни ночью. Такое рвение в работе министр Дмитрий Килейко объяснил упущенными сроками: дважды аукцион по определению подрядчика не состоялся, а паводок перенести никто не в силах, поэтому подрядчик и работает в три смены. Ирина Лопатина также отметила, что сейчас подрядчик уже наверстал упущенные сроки, поэтому впредь работать будут только днем.
У Анатолия Голубкова свой вопрос к подрядчику: почему тот нарушает техзадание, прописанное в проекте.
– Работы по валке древесного кустарника ведутся вручную с помощью пил. Сегодня мы все видим, как бульдозером все кусты и коряги сталкиваются в предполагаемую в будущем меандру и засыпаются.
Ирина Лопитина возражает, что первая стадия – когда убирали самые толстые деревья, пилили вручную.
– Никогда там пилой даже не пахло! – не соглашается Голубков.
– Вы же бывший чиновник, ведите себя корректно, – замечает руководитель Камского бассейна водного управления Андрей Михайлов.
К бывшему чиновнику Голубкову есть вопросы и у горожанки Светланы, которая живет в районе старого аэропорта:
– Когда вы были мэром, я несколько раз на прием записывалась, что нас топит – ни разу меня не приняли. И там канаву выкопали, по которой нас еще больше топит!
Голубков объясняет, что у него всегда было выделено время для приема граждан, и он даже скучал, что никого нет. И проблему каналов хорошо знает – все, что нужно – закрывать вовремя щиты.
– Это две тысячи рублей и полчаса работы для двух слесарей, – говорит он. – Я про это Рычкову говорил. (Рычков утвердительно кивает). Киселеву докладывают, что они закрыты, а этого не сделано.
Министр природных ресурсов Дмитрий Килейко несколько раз подчеркнул, что основной посыл данных работ – чтобы защитить людей от подтопления. И такие работы ведутся повсеместно, и результаты только положительные.
Единственный из чиновников, кто однозначно не гарантировал успеха – заместитель главы администрации Вячеслав Киселев:
– Говорить о том, будет болото – не будет: рано. Когда работы будут завершены, будет видно, правы были проектировщики или нет.
Директор Кудымкарского водоканала Андрей Караваев внес предложение не останавливаться на данном этапе спрямления, а продолжить спрямление от очистных сооружений до объездной дамбы.
После того, как будут выполнены все работы, и снова будет топить, я буду по очереди возить туда всех: министра Рычкова, прокурора, депутатов гордумы, редакторов газет, которые заказные статьи пишут. Я прошел через все инстанции, через все министерства, поэтому имею полное право возить их всех туда и макать в эту воду. Дарья Эйсфельд сказала, что я пиарюсь. Я не пиарюсь, я борюсь за свою речку, которая течет под моим забором и за право утром и вечером рыбачить, и иметь свой плотик, на котором полгорода стирает. Многоопытный Киселев почувствовал своей чиновничей задницей, что вполне допустимо, что все эти работы эффекта не дадут, и уже включил задний ход. Он же строитель, он понимает бесполезность работы. И понимает свой риск не доработать до долгожданной муниципальной пенсии.
Анатолий Голубков, бывший мэр города и категоричный противник спрямления Иньвы.