
В 1800 году окончены каменные работы в Кудымкарской церкви, заложенной 230 лет назад, в 1795 году графом Александром Сергеевичем Строгановым, рассказывает Коми-Пермяцкий окружной государственный архив.
Здание церкви каменное, такая же колокольня, крепкие.
В этой церкви было три престола:
- В холодном храме – во имя св. четыредесяти мучеников
- В теплом храме, с южной стороны – во имя святителя и чудотворца Николая
- С северной стороны – во имя святой великомученицы Параскевы
Храмы были освещены: первый – 11 августа 1819 года; второй – 25 февраля 1804 году; третий – 25 февраля 1804 году.
Земли при церкви было 2331 кв. сажени*, пахотной – 53 десятин, сенокосной – 12 десятин. Всего полевой и луговой земли 66 десятин. Первая нарезка земли в количестве 33 десятин произведена при генеральном межевании землеустроителем Пантюхиным в 1792-1793 годах, вторые 33 десятины – землеустроителем Алалыкиным в 1866 году.
В 1875 году управлением графа Строганова луговая земля 12 десятин была предоставлена в непосредственное пользование духовенства. Полевой же землей 53 десятин за арендную плату пользовались крестьяне.
Арендные деньги с крестьян собирались церковным старостой, вписывались по приговору крестьян в особую данную волостным правлениям книгу, расходовались на поддержание часовен в селе Кудымкаре и на кладбище.
В 1873 году при церкви были настоятель, пом. настоятеля, два псаломщика. По указу св. Синода от 4 марта 1885 года в штате церкви уже было два священника, дьякон и два псаломщика.
Священники жили в церковных деревянных домах, построенных прихожанами на церковной земле. Псаломщики: один в собственном деревянном доме, построенном на крестьянской земле, другой в нанимаемой квартире.
Свободной усадебной земли, не занятой домами духовенства и никакими постройками было 764 кв. саженей.
Ближние к Николаевской Кудымкарской церкви: с востока – Юсьвинская в 20 верстах, с юга – Верх-Юсьвинская в 19 верстах, с юго-запада – Верх-Иньвенская в 24 верстах, с северо-запада – Отеская в восьми верстах, с севера – Ёгвинская в 12 верстах, с северо-востока – Архангельская в 18 верстах.
С 1876 по 1887 годы первым священником Кудымкарской Николаевской церкви был священник Петр Александрович Швецов, 1838 года рождения, родившегося в селе Купросском Соликамского уезда, сын дьякона. С 1884 по 1889 годы состоял учителем Кудымкарского 2-классного мужского училища Министерства Народного Просвещения. В 1887 году резолюцией архипастыря назначен наблюдателем Отевской церковно – приходской школы.
Вторым священником был Яков Васильевич Чечулин, 1841 года рождения, родился в селе Воскресенское Соликамского уезда.
С 1891 года первым священником Кудымкарской Николоаевской церкви был Яков Васильевич Шестаков, 1853 года рождения, родился в селе Камасин Пермского уезда, в семье священника. Указом Консистории был определен законоучителем Кудымкарского 2-классного мужского училища Министерства Народного Просвещения. Яков Васильевич Шестаков состоял наблюдателем инородческих пермяцких церковно–приходских школ грамоты, Кудымкарского прихода. С 1879 года был определён законоучителем Кудымкарского женского училища. Шестаков Яков Васильевич состоял заведующим Пешнигортской, Шадринской и Кекурской школ грамоты; был попечителем Кекурской школы грамоты и в течение 4-х лет платил из своего жалования учителю и за квартиру.
В 1892 году под руководством Якова Шестакова при Мелюхинской церкви была построена школа на средства правительства, за что он получил благодарность от Пермской Духовной Консистории.
В селе Кудымкаре Шестаков был заведующим Кудымкарской воскресной школы грамоты и народной читальной.
В 1898 году Яков Шестаков от обязанности благочинного был уволен.
При Кудымкарской Николоаевской церкви было организовано попечительство согласно Пермской Духовной Консистории от 3 февраля 1893 года № 827, открыто же это попечительство было 7 марта 1893 года. Первым председателем данного общества был крестьянин Иван Яковлевич Кривощёков – председатель Иньвенского окружного лесничества.
Попечительство было организовано для оказания помощи беднякам Иньвенского края, для устройства благотворительных учреждений, для устройства столовых и помощь голодающим, приюта для бедных, оказания помощи по народному образованию.
Для сбора денег печатались подписные листы и рассылались в разные края России с просьбой возвращать эти листы в конце года вместе с деньгами или без них. В подписных листах было написано «среди печальных условий возродилось наше попечительство. Инородцы-пермяки в Кудымкарской волости отличаются бедностью и захудалостью. В настоящее время 9000 душ прихожан составляют всю производительную и платёжную силу прихожан, находятся ещё в более худшем положении, чем в прошлом. Земля, вследствие недостатка удобрения, истощена. Хозяйственный инвентарь пермяка таков: есть соха – нет бороны, есть борона – нет сохи и т. д.».
А вот что было сказано в отношении школ: «В печальном положении находятся местные приходские школы грамоты: помещения их тесны, расширить их нужны солидные средства, парты ветхи, да их мало. В учебниках большой недостаток. Книг для народного и внеклассного чтения почти нет. Пособий недостаточно. У некоторых детей нет обуви, у других – одежды, у третьих, особенно сирот, нечем бывает питаться и они по необходимости оставляют школу».
К 1916 году кудымкарская Николаевская церковь владела 75 десятинами пахотной земли и 12 десятинами покосов. В 40 населённых пунктах прихода насчитывалось 733 двора и проживало 6069 человек.
На основании заседания президиума Коми-Пермяцкого окрисполкома 25 декабря 1929 кудымкарская Николаевская церковь была закрыта и передана под культурно-просветительное учреждение (музей).
В 1990 году здание передано церковной общине.
В 2014 году, после образования Кудымкарской епархии, Свято-Никольская церковь получила статус кафедрального собора.
В современности здание кудымкарской Николаевской церкви является объектом культурного наследия и охраняется государством как памятник архитектуры регионального значения Пермского края.
* В XVII веке основной мерой была казённая сажень, равная 2,16 метра и содержащая три аршина по 16 вершков.













