Владимир Яновский, "ПН".

24 декабря в Кудымкаре встретились мать и дочь, которые не видели друг друга 40 лет. Татьяну Ахметгарееву забрали в приют в трехлетнем возрасте. Ее мама Александра Ахметгареева нашлась, только когда сама попала в приют – в Афонино. Там ее били, плохо кормили и забирали пенсию. Тем, что творится в приюте, заинтересовались журналисты Первого канала. Готовя передачу про Афонино, они нашли Татьяну и помогли ей встретиться с мамой.

Татьяна Ахметгареева сжимает ладошки в кулаки и не отрывает глаз от длинного полутемного коридора. Сейчас, пообещали пару минут назад работники Кудымкарского дома-интерната для престарелых, они приведут маму Татьяны – 80-летнюю Александру Ахметгарееву.

Пожилая женщина последние годы жила в приюте «Рассвет» в Афонино. В Кудымкар в ноябре ее привезли работники местной соцзащиты. Баба Шура, как она сама себя называет, была изъедена вшами, жаловалась на то, что в Афонино ее плохо кормили, обокрали и даже, бывало, били.

Фото: Владимир Яновский, “ПН”.

Одетая в теплую кофту, она сидит в инвалидном кресле и одной рукой держится за грудь (там, где сердце), а другой прикрывает лицо и всхлипывает. Работницы дома-интерната провозят бабу Шуру в комнату для свиданий мимо Татьяны, которую та даже не замечает. Она пристально смотрит вперед, словно пытается кого-то разглядеть. Видимо, ее предупредили, что пришли родственники, которых она давно ждала.

В тесной комнатушке, пространство которой почти полностью занимают стол и две лавочки, баба Шура, наконец, встречается с Татьяной взглядами. Пожилая женщина говорит, что уже давно ищет дочь Татьяну, перед смертью хочет взглянуть на нее хоть одним глазком, для этого, собственно, еще и живет.

– Это я – Таня, – перебивает мать дочь.

Баба Шура громко всхлипывает, тянет к дочери руки, прижимает ее голову к своей груди и повторяет:

– Танька, Танька.

Татьяна тоже плачет. Берет маму за руку и поглаживает ее. Баба Шура говорит: о том, как ей плохо жилось в Афонино, о том, что другие ее дети, Валя и Сережка, умерли, о том, как она просила хозяйку приюта Валентину Овчинникову найти Таню, но та никак ее не находила (московские журналисты, кстати, нашли Татьяну за день, в соцсетях – прим. авт.).

– Танька, Танька, – снова повторяет она, плачет и судорожно прижимает дочь к своей груди, целует ее в волосы.

Татьяна тоже плачет. Она спрашивает маму, почему та пила, почему уезжала и оставляла ее дома одну со старшей сестрой, почему потом не забрала ее из приюта… Баба Шура говорит, что не знает, говорит, что особо-то не пила (только когда соседка приходила, могла с ней стопку выпить), говорит, что никуда, вроде, не уезжала…

– Прости меня, – наконец, извиняется перед дочерью Александра Ахметгареева. – Я виновата перед тобой.

Обе плачут и опять обнимаются. Татьяна достает из пакета теплый вязаный платок. И, в первый раз улыбнувшись, укрывает им мамины плечи.

– Чтобы не мерзла, – говорит она, вновь улыбнувшись.

– Извини меня, – во второй раз просит прощения у дочери Александра Ахметгареева.

Фото: Владимир Яновский, “ПН”.

После встречи Татьяна скажет журналистам, что простить маму не может. Обещает ей писать, навещать.

Сейчас Татьяна Ахметгареева живет в Кунгурском районе, работает поваром в детском саду, воспитывает трех дочерей и сына. Сначала, вспоминает Татьяна, она стала искать сестру и брата. На маму была обида, поэтому желания найти ее у нее не было. Татьяна подала заявку на сайте передачи «Жди меня», разместила информацию о поиске в соцсетях. Впоследствии написала и про маму. Пятого декабря на нее вышли продюсеры передачи «Мужское/Женское» и пригласили на съемки. Только в Москве Татьяна узнала, что московские журналисты, наконец, нашли ее родную маму.

На передаче Татьяна узнала о судьбе матери, узнала про приют в Афонино. Признается, что было сильное желание дать Валентине Овчинниковой оплеуху.

– Было неприятное желание сидеть с ней рядом. Я сама была соцработником. Знаю, что такое работать со старыми людьми, – объясняет она.

Ехать в Кудымкар Татьяна решила сразу. Прежде всего, потому, что у нее осталось к матери много вопросов. Есть у Татьяны большое желание найти отца. Оно появилось, когда лет 20 назад ее сын пришел домой из садика и, плача, спросил: «Почему у меня нет дедушки?». Александра Ахметгареева сказала, что Танин папа жив. Но как его зовут и где именно искать, сообщить не смогла.

– Простить ее не могу пока. Обида, она все равно есть, – признается после встречи с мамой Татьяна. – Все равно я ее не понимаю. Жалко, конечно, по-человечески ее… Но как мне однажды сказала одноклассница, если бы мы жили с матерью, мы не увидели бы такой жизни. Нам повезло и с педагогами, и так по жизни, в интернате самом. Она говорила: «Если бы я сюда не попала, то такой жизни не видела бы. Ходила бы, бродила бы грязная, никому не нужная, голодная, холодная». Может, у меня так же было бы, может, нет.

Кроме мамы после передачи «Мужское/Женское» Татьяна Ахметгареева нашла своих племянников. Александра Ахметгареева сказала, что живут их родственники и в Краснодарском крае. Сейчас Татьяна будет искать и их.

Если вы не видели передачу «Мужское/Женское» 20 декабря, можете посмотреть ее здесь

Прежде чем преподнести ту или иную тему читателю, мы стараемся изучить её со всех сторон. При этом нам важно оставаться беспристрастными и объективными