Мария и Николай Баяндины в этом году отметили железную свадьбу – официально они зарегистрировали свои отношения 65 лет назад. А с момента их знакомства прошло уже 67 лет. У них трое детей, шестеро внуков и пятеро правнуков. Несмотря на солидный возраст – Марии Никитичне 86 лет, а Николаю Андреевичу 89 – супруги живут вдвоём и обходятся в быту без посторонней помощи.

– Проходите, проходите, свет сейчас включу, – гостеприимно открывает двери в квартиру Николай Андреевич. – Машуль, иди уже, корреспондент пришла.

«Машуля» выходит из комнаты в прихожую и приветливо здоровается. На ней нарядная блузка с воланами и жемчужные бусы. Хозяин квартиры в свежей выглаженной рубашке. Позже они признаются: «попроще дома одеваемся, сегодня понарядней, вас ждали». Их светлая, чистая квартира наполнена теплом и уютом. Идеально пропылесосенные ковры на полах, как по линейке кресла и диван застланы покрывалами, кругом яркие вязанные коврики – «подарки это». А вышитая крестиком салфетка на полке – дело рук Марии Никитичны. Когда-то это было её увлечением. В пору её замужества девушка на выданье должна была не меньше 15-20 полотенец вышить. Мария Ильинична вышивала крестиком и вязала кружева: салфетки, полотенца, скатерти.

Знакомство В апреле 1958 года Николай Баяндин демобилизовался из армии: «молодой, форма авиационная красивая». На остановке в Пешнигорте он увидел грузовик «ЗИЛ-5», гружёный мешками, где наверху сидела молодая девушка: «завилась, такие кудри красивые у меня». Поскольку водителя в кабине не было, Николай обратился к сидящей в кузове девушке.

– До Нёльсино (деревня в Кудымкраском районе, где жила мама Николая – прим. авт.) возьмёте? Как звать-то тебя?

– Маша.

– Маруся, значит!

– Сам ты Маруся! А я Машенька!

По дороге лопнуло колесо Пока чинили, Николай, увлекавшийся в то время фотографией, успел сфотографировать приглянувшуюся девушку и на следующий же день, переночевав в доме мамы, побежал к новой знакомой в соседнюю деревню. «Я, может, тогда занята была, чего побежал-то за мной?», – кокетничает Мария Никитична.

Встречи Мария тогда жила в Дёмино, работала участковым фельдшером после учёбы в Кудымкарском медучилище. Николай устроился работать учителем в соседней деревне Кокорино. Дорог тогда не было, межсезонье – это грязь и распутица, зима – сугробы и узкие колеи. Каждый день, закончив работу, Николай топал в соседнюю деревню за пять километров, чтоб повидаться с будущей женой.

– Просто встретимся, поговорим, поцелуемся, ничего такого у нас не было, – вспоминает Николай Андреевич.

– Чего это такого тебе надо было? – переводит взгляд на мужа Мария Никитична. – Посидит полчаса и обратно столько же идёт через лес, страшный такой лес. А ещё ведь надо к урокам подготовиться на следующий день. И охота так ходить было каждый вечер? Колеи, грязь, сапоги все вязнут.

Чем покорил Мария Никитична рассказывает, что в те годы в деревне всегда летом много парней было – все приезжали, в колхозе работали. На танцах вечером девушки были нарасхват. Николай сумел завоевать сердце полюбившейся Машеньки. Молодой, высокий, красивый, играл на гармошке, веселил.

– Я в Москве служил, там на фестивале молодёжи был. Видел, насмотрелся, как буги-вуги танцуют, – рассказывает Николай Андреевич. – В казарме мы тоже танцевали, и вот в деревне всех учил танцевать, показывал.

15 марта 1959 года Мария и Николай поженились. Свадьбу сыграли в родной деревне жениха Нёльсино.

– Вся родня была, народу много, – вспоминает Николай Андреевич. – Не было таких громких речей, как сейчас. Познакомились семьями, друг друга поздравили, вот так и живём почти 67 лет вместе.

Жизнь Особых секретов, как дожить до такого солидного возраста, быть в здравом уме и обходиться без помощи посторонних, у супругов нет.

– Спортом не занимались, здоровье ничем особенно не отличается, – говорит Николай Андреевич. – Едим простую еду, доступную, по стоимости среднюю, чего-то сильно дорогого не берём, стараемся, чтоб нашего производства было, не импортное.

Все бытовые хлопоты, как в деревне по старинке, они делают вместе. Завтрак, обед – готовит как жена, так и муж, у кого как настроение. «Суп я всегда варю, она кашу», – замечает глава семьи. «Пылесосит он всегда тоже, я нет», – добавляет супруга. Три года назад сами сделали ремонт в своей квартире, «нынче уж нанимать кого-то надо будет, не справимся сами».

Супруги каждый день выходят прогуляться на улицу, но не вместе, а каждый по отдельности: «Она моей лучшей подружки-клюшки стесняется», – улыбается Николай Андреевич. Лишь на концерты в КДЦ супруги ходят вместе. Николай Андреевич, несмотря на возраст, активист-общественник. Не пропускает ни одного мероприятия, организованного КПРФ, до сих пор пишет статьи в издание «Коммунист». Дома у него есть ноутбук и принтер.

Писательство – Маленькие статьи я не пишу, – откровенничает Николай Андреевич. – Что там объяснишь-то толком? У меня всегда большие все статьи, длинные.

В 2018 году Николай Баяндин написал первую книгу «Моя малая Родина и её люди» – воспоминания, как рос и жил в родной деревне до войны, во время войны и после. В 2020 году вторую –  «Мы – дети-сироты Великой Отечественной войны». В этом году выпустил пробное издание «Большевистское чудо ХХ века».

– Начал писать в 75 лет, – рассказывает Николай Баяндин. – На пенсию вышел, время появилось писательством заниматься. Память у меня феноменальная, я до сих пор всё помню, до войны что было помню.

Город Большую часть жизни семья прожила в Кудымкаре. В 1965 году купили дом и переехали в город. Через 22 года дом снесли, выдав взамен 3-комнатную квартиру, где они живут по сей день, и 8 тысяч 200 рублей. Деньги положили на сберкнижку, пополнив ранние сбережения. На момент перестройки на книжке было накоплено около 30 тысяч рублей: «Шесть автомобилей «Москвич» купить тогда можно было, всё пропало, не вернули, сколько людей ограбили!».

У Николая Андреевича 50 лет педагогического стажа, Мария Никитична 20 лет проработала в глазном диспансере.

– Я как в рай попала, – вспоминает про свою работу в диспансере Мария Никитична. – Фельдшером в деревне очень тяжело было работать, ад настоящий. Машин не было, лошадь только зимой давали. Вызовов много, и в дождь, в грязь по деревням пешком очень далеко ходить приходилось. Такая довольная была, когда переехали мы в город.

– Много по свету поездили мы и вместе, и врозь, – рассказывает Николай Андреевич. – Грузия, Дагестан, курорты Северного Кавказа – везде и всюду побывали, было свободно тогда всё это. Билеты дешёвые, горящие путёвки.

Как жить Как говорят оба супруга, без ссор и разногласий не живёт ни одна семья. Ругаемся, миримся – всё в жизни бывает. И в их семье: «Да всё было, ревновал он меня, я его. В отпуск отдыхать меня одну не пускал», – не скрывает Мария Никитична.

Николай Андреевич замечает, что для крепких долголетних отношений очень важно при всех разногласиях понимать, что нужно сохранить семью, что это главнее и превыше всего, семья всегда на первом месте, а любой спор – это всё второстепенно. Где-то надо и промолчать уметь, где-то быть более уступчивыми друг к другу: «Чтоб детей не на произвол судьбы бросить, не позорить себя самого и свою семью».

– Ну вот посуду я мою, она подойдёт и начинает мне указывать, не нравится ей, как я делаю, – рассказывает он. – Вот так и поругаемся, и снова помиримся.

Текст: Яна Яновская. Фото: Яна Яновская, архив семьи Баяндиных