На этой неделе в Кудымкаре проходит чемпионат Приволжского округа по сверхлёгкой авиации. Пока летчики готовятся к соревнованиям, а горожане и гости города ждут красивых шоу-пируэтов в воздухе, собственник лётного поля бегает по судам. Если проиграет – Кудымкар лишится аэродрома и чемпионат может стать последним.
С 20 по 23 июня в Кудымкаре идут соревнования сверхлёгких летательных аппаратов с двигательными установками: дельталётов, паралётов, самолётов, автожиров. О своём участии уже заявили спортсмены-пилоты из Татарстана, Башкирии, Челябинска, Саратова. Председатель РОО «Кудымкарский аэроспортклуб» Александр Рычков, организатор соревнований, говорит, что ожидается прилёт 15 бортов, которые будут поднимать в воздух 20-25 спортсменов.
– Мы можем провести соревнования любого уровня, даже международного класса, – Говорил до начала соревнований Александр Леонидович. – Проведение соревнований в этом году поддерживают местные власти, был оргкомитет в администрации с представителями всех служб, какие работы необходимы и какая помощь.
Для подготовки территории к соревнованиям сейчас окашивают поле, проводят химобработку, наносят разметку взлётно-посадочной полосы.
– Хозяйственных работ много, – замечает Александр Рычков. – Администрация технику нам выдала, к 19 июня все работы закончены будут. Спонсоров на призы мы сами ищем.
Но все участники соревнований едут в Кудымкар прежде всего отнюдь не за призами. Они тратят свои деньги на взносы за участие, прилёт и проживание затем, чтоб показать свои умение и мастерство, сравнив его с другими лётчиками.
– Вся авиация началась со спорта, – вдаётся в историю Александр Рычков. – Как изобрели самолёт, начали соревнования: кто выше, кто быстрее, кто экономичнее. Соревнования – это двигатель прогресса всегда. Именно тут подтверждаются характеристики авиационной техники. Новые профили крыльев, материалов, оборудования апробируются на соревнованиях.
В Кудымкаре лётчики будут соревноваться в нескольких упражнениях: маршрутные полёты, скоростные гонки, экономичность (нужно пролететь как можно дальше с определённым запасом топлива), навигация (необходимо пролететь по строго заданному маршруту, с определением местоположения заданных объектов на земле и нанесением их на карту), аэродромные упражнения (посадка на точность с выключенным двигателем).
Полёты буду выполняться во все дни соревнований. При этом зрителям, которым нужна зрелищность, организаторы советуют прийти на закрытие 23 июня в 19:00.
– На закрытии пилоты будут выполнять фигуры высшего пилотажа. Мертвая петля, штопор, различные перевороты в воздухе, – раскрывает планы Александр Рычков.
На вопрос, смогут ли подняться в небо при желании и сами зрители, Александр Рычков отвечает, что нет. Более того, во время соревнований будет полностью закрыто воздушное пространство над Кудымкаром для всех других полётов.
– Я за этим буду следить через связь с диспетчерским пунктом аэропорта Большое Савино, – объясняет Александр Рычков.
Суды Пока Кудымкарский аэроспортклуб готовится к соревнованиям, собственник лётного поля бегает по судам. Кудымкарский суд уже вынес решение: признать отсутствующим зарегистрированное в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Дело в том, что в 2012 году после признания банкротства Кудымкарского аэродрома взлётное поле в собственность выкупила семья Сысолетиных, юридически оформив его на супругу Ольгу. На тот момент законодательство позволяло выкупить лётное поле как объект недвижимости, без оформления права собственности на земельный участок.
– Мы всё это время вели переписку с территориальным управлением Росимущества, чтобы оформить землю, – рассказывает Андрей Сысолетин. – То одной справки им не хватает, то ещё дополнительно документы попросят, а потом законодательство поменялось.
В собственности Ольги Сысолетиной сейчас само лётное поле: асфальтобетонные рулёжные дорожки, две взлётно-посадочных полосы. Земля так и остаётся федеральной собственностью. В этом году Росимущество обратилось в суд с иском об исключении лётного поля как объекта капитального строительства из госреестра.
– В суде прозвучало, что эту землю хотят отдать под ИЖС, – рассказывает Андрей Сысолетин. – Росимущество не берёт во внимание, что лётное поле было спроектировано и введено в эксплуатацию и находилось на балансе как недвижимое имущество и было продано после банкротства в частную собственность.
Если суд признает правоту Россреестра, вместо аэродрома в Кудымкаре, вполне вероятно, появятся частные дома. В этом случае город лишится и существующего аэроклуба, и соревнований. По факту даже вертолётам санавиации и губернатора и других чиновников будет негде приземлиться.
– Ну как негде… – рассуждает Александр Рычков. – По сути вертолёт и на городской площади сесть может, но ведь тут и провода, и детишки бегают, такое приземление незаконно и небезопасно. Наш аэродром круглогодично используется для наших тренировочных полётов, он числится во всех навигационных базах и готов к эксплуатации. Аэродром – это важный и нужный объект транспортной инфраструктуры. У нас и так нет ни железной дороги, ни водного сообщения, если и аэропорта не будет – это большой шаг назад в плане развития инфраструктуры и цивилизации. И для развития туризма аэропорт также нужен.
Яна Яновская