Дети постоянно придумывают друг другу прозвища, в детском саду или в школе, в обычной жизни. И прозвища далеко не всегда бывают для ребенка приятными. Что делать, если прозвище стало причиной постоянного стресса, ребенок переживает, плачет и даже отказывается идти в школу.

Практикующий психолог из Перми Вера Вяткина говорит, что причина изначально кроется в семье, в отношениях внутри семьи и в самооценке ребёнка. Если в семье, в которой воспитывается ребёнок, всё хорошо, ребёнка уважают, ценят, не ругают, то и в детском саду, и в школе никто вашего ребёнка обзывать не будет, потому что любая проблема идёт из семьи.

Если на ребёнка слишком много гонений, значит, эта же атмосфера и дома: от мамы, от папы, от отчима, от сестры с братом. Проблемы на самом деле не у ребёнка. Проблемы у родителей. Прежде всего, родителю надо работать над собой: «Не воспитывайте детей, всё равно они будут делать то же самое, что и вы! Воспитывайте себя!» – это избитая поговорка англичан.

Если уже случилось так, что ребёнка обзывают, а он реагирует на это болезненно, это от неуверенности в себе. И в этом случае родителю надо выяснить, на что конкретно ребёнок обижается.

– А обижается ребёнок потому, что он именно так себя и чувствует. К примеру, мальчику скажут: «дурак», а он обижается, потому что чувствует себя дураком, – приводит пример Вера Вяткина. – А если он умный, хоть заговорись, что дурак, он никак на это не отреагирует. Уверенных детей особо не обзывают. Даже если и обзовут, то они никак на это не реагируют. Собственно, уверенных детей обзывать и не интересно.

Чтобы ребенок был в себе уверен и не воспринимал неприятные слова, клички, прозвища – ребёнка надо воспитывать. Это ежедневная работа каждого родителя. Чтобы ребёнок был уверенным, уравновешенным, не задирал свой нос, нужно формировать адекватную оценку самого себя, дабы она не была ни завышенной, ни заниженной. Потому что ребёнок с адекватной самооценкой никак не отреагирует на подобные действия, в данном случае, на прозвище.

Адекватная самооценка формируется в атмосфере безусловной любви. Когда ребёнка любят всегда: когда он «хороший» и когда «плохой». Его учат своим примером, прежде всего, быть достойным человеком. Слова родителей тогда имеют силу, когда родитель сам так живет, как учит. Адекватная самооценка – это когда человек знает и принимает, не скрывает свои недостатки и достоинства. При этом стремится сделать себя лучше: развивать свои способности и качества характера. Ребёнок пришел в этот мир, чтобы расти, делать ошибки и исправлять их, получать опыт и учиться приносить пользу миру, людям.

Покажите своим детям, как это делать, будьте рядом, учитесь постоянно сами, растите и любите себя, детей и приносите больше пользы.

Если же ребёнка уже обзывают и ему от этого больно, неприятно, родителям надо разобрать эту ситуацию, выяснить, почему для него это обидно, на что конкретно ребёнок обижается.

– Взять, к примеру, то же прозвище «дурак», – объясняет Вера Вяткина. – Ребёнок вам говорит: «Меня обозвали дураком». Соответственно: «А ты умный?» Он: «Да, я умный». В таком случае, здесь просто нет повода обижаться на данное прозвище.

Родителю в такой ситуации нужно как раз увидеть, где самооценка ребёнка хромает: недооцененная самооценка, либо завышенная.

Когда прозвище связано с физическими особенностями, внешним видом ребёнка – нужно принять своего ребёнка, любить его таким, помочь ему принять себя, развивать внутренние качества, достоинства, показать ему, что богатство внутреннего мира важнее того, что диктует физиология.

– Очень рекомендую фильм «Чудо» на эту тему, – советует Вера Вяткина. – В фильме показан подвиг или просто настоящая мать, которая приняла уродство своего сына (а не сдала его в роддом), любила его всем сердцем. Посвятила воспитанию и обучению ребёнка годы, пока не подготовила к жестокости мира. Делайте так же!

Родитель – это постоянный внутренний труд, ответственность и самовоспитание. Читайте, слушайте лекции на темы воспитания детей.