– Я ж в пехоте не был! В атаку не ходил! Заслуга только одна – «Тигр» подбил да два танка, – отмахивается бывший артиллерист Николай Данилович Федурин. Невысокий, седой он сидит на диване у себя дома в деревне Москвино и скромно улыбается. – Зачем обо мне писать? 

На войну Николая Федурина забрали, как он сам говорит, мальчиком – ему было 17 лет. Сначала была учебка, потом фронт. Самым страшным, вспоминает он, был бой на Курской дуге. Тогда осколок от снаряда угодил ему в ногу и так навсегда там и остался. Что делать с ногой, решали два врача в госпитале. Молодой говорил, что лучше ногу ампутировать. Тот, что постарше (имени доктора Николай Данилович сейчас не помнит, помнит лишь то, что он был уже совсем пожилой) наотрез от столь радикальной операции отказывался. «Он молодой, все у него заживет», – объяснял коллеге врач. После госпиталя Николая Федурина отправили домой, решив, что с искалеченной ногой он воевать уже не сможет.  

За несколько дней до последнего боя, вспоминает сейчас ветеран, он впервые встретился с живыми немцами: 

– Мы были в Харьковской области… Шли с завода, который горел. И вдруг слышим – мотоцикл едет, по звуку поняли, что немецкий. Разбежались по сторонам, спрятались. А потом захватили его, там  были три фрица. Вот только тогда я и увидел их живыми. 

Домой после госпиталя Николай Федурин добирался в почтовых лошадиных повозках и все думал, что дома мама его обязательно вылечит. Он был на костылях. Мама вместе с деревенскими лекарями и правда сына вылечила, поставила на ноги. Сначала он устроился на работу счетоводом. А когда нога полностью зажила, пошел учиться на механизатора. После работал на тракторах, комбайнах. Не бросил работу даже, когда вышел на пенсию – еще лет пять продолжал работать не ферме. 

В День Победы, 9 мая, Николая Даниловича не забывают – поздравляют ветерана с праздником и работники военкомата, и сельского совета, и районной администрации. 30 ноября Николай Данилович справит 91-летие. 

Сейчас, по словам сына Владимира, ветерана больше всего беспокоят ноги и память. Ноги болят. А память стала сильно подводить. 

– Это уже старость, возраст. У пожилых ведь везде все болит, – объясняет Владимир Федурин. – К старости организм все равно изнашивается, здоровым ведь никто не умирает. Вот и отец ночью не спит, а потом днем высыпается. Не зря же говорится, стар да мал – одинаковы.