В одном из кабинетов на четвертом этаже Коми-Пермяцкого этнокультурного центра вот уже месяца три девушки все время стучат и что-то химичат. У окна в кабинете стоят две пластиковые бочки, полные зеленовато-коричневой жидкости, а на сушилке висят мятые, даже несколько «жеваные» темно-синие платки.

Синильные мастерские в Коми-Пермяцком округе выглядели подобным образом. Вот только вместо бочек зеленовато-коричневая жидкость хранилась в чанах, вкопанных в землю, а покрашенную в них ткань сушили на улице.

Ремесло это называется кубовой набойкой. И зародилось оно в Древней Индии как искусство украшения ткани с помощью индиго. В Россию пришло в 10 веке, а в Коми-Пермяцкий округ – скорее всего, в 15 веке. Массовое же распространение получило в 18-19 века.

– Само понятие куб – это не значит, что в кубе красили. Это идет с древнеиндийской мифологии. Все, что мы видим – материальное – имеет форму шара, а то, что не видим и не можем осязать – нематериальное – имеет форму куба, – объясняет директор Этнокультурного центра Мария Носкова.

Основной краситель в кубовой набойке – это индиго. Выглядит как ничем не примечательный порошок. Но когда его опускают в чан и добавляют различные химические элементы, он проявляет свою сущность – начинает красить ткань в синий цвет. Отсюда, наверное, и пошло название мастерских – синильные.

Мастера-синильщики брали у женщин ткань и предлагали на выбор рисунок, который был заранее вырезан на специальных набойных досках (штампах). После на выбранные заказчиками набойные доски наносился специальный химический состав – вапа, который не давал индиго проникнуть в рисунок. У каждого мастера был свой рецепт вапы. Готовили ее по ночам – чтобы никто не подсмотрел и не сглазил.

– У коми-пермяков были свои секреты приготовления вапы. Но поскольку от синильных домов кроме набойных досок ничего не осталось, сложно сказать, что использовали наши предки, – замечает Мария Носкова.

Далее набойную доску с вапой прикладывали на ткань и с помощью молоточка вбивали рисунок. Когда вапа высыхала, надевали ткань на специальное приспособление, называемое баран – деревянное круглое устройство с железными крючками – и опускали в чан с индиго. По прошествии 20-30 минут ткань вытаскивали и сушили на солнце, после чего соляной кислотой снимали с нее вапу. На синей ткани в результате оставался белый рисунок.

– Я общалась с женщиной из Юсьвинского района, у которой дед был синильщиком. По воспоминаниям матери она рассказала, как выглядел синильный дом. Это была большая изба, внутри которой был сизый туман и ощущался резкий запах химикатов, – рассказывает директор Этнокультурного центра.

Причем раньше этим ремеслом занимались исключительно мужчины. Поэтому маму этой женщины только однажды приводили в синильную мастерскую, чтобы показать, чем занимается ее папа, которого потом раскулачили.

– От него остались только набойные доски. Они сейчас хранятся в музее им. П.И. Субботина-Пермяка, – добавляет Мария Носкова.

По данным Этнокультурного центра, синильщики работали в Юсьвинском районе, селах Верх-Иньва и Коса. Но на сегодня их секреты и навыки утеряны полностью. Поэтому чтобы восстановить ремесло, руководство Этнокультурного центра обратилось к мастерице из Санкт-Петербурга Екатерине Кондратьевой. Она и научила современных коми-пермячек украшать ткань по старинке в кубе.

– Сейчас мы, в свою очередь, обучаем этому ремеслу желающих, в будущем будем обучать детей, – рассказывает Мария Носкова. – Хочется верить, что кто-нибудь серьезно заинтересуется кубовой набойкой и однажды снова откроет в округе синильную мастерскую.

Проект по восстановлению кубовой набойки Этнокультурный центр реализовал при поддержке фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Прежде чем преподнести ту или иную тему читателю, мы стараемся изучить её со всех сторон. При этом нам важно оставаться беспристрастными и объективными