Федор Васькин живет в деревне Москвина, что в 40 км от Кудымкара. Весной в распутье добраться до дома на «Тойоте Королла» он может не всегда. Когда уже нельзя с разгона да «на пузе», пересаживается в УАЗик. И это ему надоело.

А еще надоело то, что администрация на его взгляд никаких мер не предпринимает к тому подрядчику, который выиграл аукцион по содержанию дорог в его Верх-Иньвенском поселении. А выиграла его пермская компания ООО «Астра».

– Я не знаю наверняка, есть ли в штате у «Астры» работники, которые учились на дорожников. Но мне почему-то кажется, что нет. Разве так содержат дорогу? – задается вопросом Федор Васькин. 24 апреля мужчина показывает на дорогу, что ведет к его родной деревне. Она больше похожа на месиво грязи. По ней бегут ручьи. В кюветах лежит снег.

В молодости Федор Васькин работал в окружном дорожном комитете. Говорит, сам, бывало, чистил эту дорогу. И делалось это так: в марте кюветы нужно очистить от снега, а обочины хорошенько прогрейдировать – да так, чтобы не оставалось бордюров, которые помешали бы воде стекать с дороги в кювет. Сейчас, заметно, что этого ничего сделано не было, поэтому вода и бежит по дороге, а не наполняет кюветы, как должно быть.

– Вода очень вредит дорожному полотну. Она вымывает гравий, остается глина. В итоге дорога превращается в кисель, – добавляет бывший дорожник.

По словам Федора Васькина, дорожников за такую работу в советские времена тут же удержали бы 10% из зарплаты.

– Работу этих подрядчиков принимает комиссия, в которую входят глава поселения, представитель районной администрации, сотрудник ГИБДД. Как они принимают такую дорогу? Я предполагаю, что может быть одно из двух: либо они бараны, либо у них есть какая-то заинтересованность в этом, – говорит житель деревни Москвина.

Он считает, что если бы глава района наказывался за такую приемку работ рублем из личного кармана, все было бы иначе.

– А как сейчас получается – одни для галочки делают, другие для галочки проверяют. А ведь за дорогами нужно ухаживать. В итоге страдаем мы – жители деревень. Выехать из дому нельзя. Заехать тоже, – подытоживает Федор Васькин.

В 2013 и 2014 годы он вместе с другими жителями Кудымкарского района писал жалобы по поводу некачественного содержания дорог в их районе губернатору Пермского края Виктору Басаргину. В письмах они просили провести проверку качества исполнения муниципального контракта на содержание и текущий ремонт дорог. Проверка проводилась. Но, как говорит Федор Васьскин, формальная.

– Получили отписку и все, – вздыхает он.

В этом году мужчина через газету просит обратить внимание Кудымкарского городского прокурора Романа Владимирова на их дороги. Он просит прокурора встретиться с жителями Кудымкарского района и выслушать их. Роман Владимиров говорит, что жалоб на состояние дорог в прокуратуру поступает всегда много. Особенно – в период весенней распутицы. По каждой они проводят проверку. Готовы провести и по жалобе Федора Васькина.

Руководитель ООО «Астра» Дмитрий Байбаков также обращает внимание на то, что сейчас весенняя распутица, поэтому, по его словам, дороги в Кудымкарском районе плохо проезжие.

– Мы занимаемся только содержанием дорог. Но не ремонтом. Наша задача – автогрейдировать их. Мы этим занимаемся. Но эти дороги ко всему прочему очень нуждаются в ремонте. Требуется сделать водосточные канавы. Их нет, поэтому по ним и бежит вода, – объясняет Дмитрий Байбаков.

В 2014 году его компания провела обследование дорог в Кудымкарском районе, определила наиболее проблемные участки и даже направила в администрацию района претензию, чтобы они эти проблемные участки отремонтировали. Но та в ответ выставила пермякам свою претензию.

– Мол, не нравится, расторгайте контракт, – усмехается Дмитрий Байбаков. Он не расторгнул.

Начальник управления капитального строительства администрации Кудымкарского района Геннадий Казаков говорит, что денег на капитальный ремонт дорог всегда не хватает. А в 2015 году их вообще нет. Выделены только на текущий.

– У дорог нет дамбы, нет водоотводных канав, в итоге вода бежит по дороге. Но у нас средств, чтобы за раз все это сделать, нет, – заключает он.

Жители тоже портят дороги

В том, что дороги в Кудымкарском районе находятся в таком состоянии, и Геннадий Казаков, и Дмитрий Байбаков винят и самих жителей района – точнее тех местных предпринимателей, что занимаются лесом. С 20 апреля в Кудымкарском районе дороги были закрыты для тяжеловесной техники. Однако, лесовозы продолжают ездить, еще больше продавливая колеи и ямы на дорогах.

– 21 апреля вездеход остановили, спрашиваем: «Ты куда? Дороги закрыты». А он: «Надо значит», и дальше поехал. Его, конечно, сфотографировали, передали в ГИБДД. Но что в итоге? Получит он штраф в одну тысячу рублей и дальше продолжит ездить, – рассказывает Геннадий Казаков.

Прежде чем преподнести ту или иную тему читателю, мы стараемся изучить её со всех сторон. При этом нам важно оставаться беспристрастными и объективными