Они честно говорят, что некоторые песни поют под фонограмму, и просят их за это простить. Иногда отходят попить воды и посидеть на стуле. Обнимаются и целуются со зрителями, куколок самодельных дарят. Поют и даже пляшут, рассказывают истории. Ощущение, что вот только что скотину покормили – и уже на сцене. И вообще – весь зал будто у них в гостях. Еще бы – двум самым старшим бабушкам по 77 лет. Вроде, и не поездишь особо. А они еще пару лет назад давали гастроли в разных странах Европы, да и теперь могут по три концерта за день давать. Говорят, справляются, потому что цель есть.

– Люди помогают, люди – зрители, – после концерта отвечает бабушка Галина Конева на вопрос, как справляются с переездами. – Вот от вас сейчас энергию взяли, сейчас еще один концерт дадим (из Кудымкара бабуши отправились в Верещагино – прим. авт.). Домой приезжаем у нас скотина есть. Сходили, погладили скотину, полюбали – уже опять настроение другое. Они энергию дают. А летом земля. Еще помогает то, что нам надо построить храм. У нас есть цель, у нас есть мечта. Мечта о храме.

«Оказались чуть-чуть посмелее…»

Эти бабушки – по сути, обычный фольклорный коллектив сельского дома культуры. Обычные старушки собирались, пели удмуртские песни. Коллектив, каких тысячи. Но однажды им предложили спеть на удмуртском языке пару рок-песен. Бабушки подумали немного и согласились. Спели «Звезда по имени Солнце» Виктора Цоя и «Город золотой» Бориса Гребенщикова на празднике родного языка в 2008 году.

– Оказались чуть-чуть посмелее, – говорит худрук бабушек Ольга Туктарева. – Ну, думали, споем – и все забудут.

А потом было предложение от одного богатого человека – директора крупной энергетической компании. Попросил спеть рок-хиты на удмуртском, пообещал хорошо заплатить. А бабушки как раз подумали, что хорошо бы храм в Бураново восстановить, который в 1940 году был разрушен. Но деньги большие нужны…

«Пати фор эврибади»

А дальше – внимание из Москвы, пятилетний контракт с продюсером, участие в отборочном туре на «Евровидение» и поездка в Баку на конкурс с песней «Пати фор эврибади» («Party for Everybody» – вечеринка для всех – перевод с англ.). Гастроли, эфиры, поездки… Заключая контракт, артисты становятся зависимыми. И от этой зависимости бабушки в итоге устали – возраст все-таки. Когда в 2014 году срок контракта подошел к концу, бабушки решили его не продлевать.

«Выворотная сторона шоу-бизнеса»

Но продюсер Ксения Рубцова без ведома участниц коллектива набрала новый состав «Бурановских бабушек». Юридически имела право – права на бренд принадлежат ей. Теперь в «Бурановских бабушках» поют три профессиональные певицы – бывшие солистки удмуртских фольклорных коллективов – и несколько бабушек из другого села. А первые «Бурановские бабушки» теперь зовутся «Бабушки из Бураново»:

– Это выворотная сторона шоу-бизнеса. Конечно, нам было там непросто, – признается Ольга Туктарева. – Были и обиды, и тоска зеленая… Но все меняется.

«Люди свободного полета»

Обида у бабушек сменилась прощением. Некогда, говорят, обижаться, храм недостроенный стоит. Вернее, не отделанный внутри. И долг перед строителями. Бывший продюсер, кстати, предлагала помочь с завершением работ, но бабушки отказываются:

– Если мы еще в состоянии зарабатывать и ездить, и встречаться с людьми, и нас ждут – почему мы должны у кого-то брать деньги, – объясняет Ольга Туктарева. – Мы уже поняли, когда стоили храм: когда просишь – это не очень хорошо. Если ты в состоянии заработать – ты должен работать сам. Это же наша идея. И мы должны сами эту идею претворить в жизнь. Вот такое у нас к этому отношение. И все равно бабушки остались в плюсе.

– Я боялась, что мы станем холодные, расчетливые, уйдет душа у бабушек куда-то, опустошимся, но, слава Богу, все хорошо, – радуется Ольга Туктарева. – Хорошего у нас в сто крат больше, чем плохого, от шоу-бизнеса. Мы благодарны.

Из шоу-бизнеса они ушли с несколькими подаренными песнями, новыми знакомствами, посмотрели мир, научились давать интересные, необычные для фольклорного коллектива концерты, рассказали миру об удмуртах и о российской глубинке. Из телефонов удмуртской молодежи теперь звучат их песни в современной обработке. А в их репертуаре после пережитого появилась песня «Молитва» Булата Окуджавы. И они продолжают выступать и зарабатывать на храм. А зарабатывают, кстати, по словам Ивана Елохова, директора Верещагинского ДК, который организовал приезд бабушек в Кудымкар и Верещагино, больше, чем с продюсерами.

«Лапушки такие»

Организатор концерта Иван Елохов говорит, что эти бабушки покоряют своей простотой. Продолжают держать скотину, вязать чулки и плести пояса, и вполне могут отказаться от выступления, если, скажем, сенокос в разгаре. Им в их возрасте и с их верой в Бога не страшна никакая «звездная болезнь», и многого им не надо, да ничего для них не жаль.

– Они же лапушки такие, красавицы – как про них еще сказать, – умиляется Иван Андреевич и планирует снова привезти бабушек в Кудымкар осенью. 

Что поют

В репертуаре у бабушек как удмуртские песни в современной обработке, так и подаренные песни, рок-композиции под гитару на удмуртском языке, а также истории из их жизни в шоу-бизнесе и танцы. Например: «Звезда по имени Солнце» Виктор Цой, «Город золотой» Борис Гребенщиков, «Это все» Юрий Шевчук, «Вчерась» The Beatles, «Yesterday», «Отель Калифорния» Eagles, «Бабушки-старушки» Вячеслав Добрынин, «Хороши весной в саду цветочки, Еще лучше бабушки весной…», «Дорога в облака» Браво, «Молитва» Булат Окуджава…

… И каждый их концерт заканчивается живым перезвоном колокольчиков, которые они покупают в храмах по всей стране и за рубежом.