В условиях падения доходов, дорогих кредитов и двузначной инфляции желание сменить телевизор, купленный пару лет назад, на более новую модель, уступает необходимости наполнить холодильник. Поэтому, как рассказывает директор магазина «Петровка, 38» Татьяна Анферова, приходится переходить на торговлю техникой полностью или частично российского производства, ведь цены на нее повышаются меньше, чем на полностью импортные товары. Кроме этого, приходится частично сужать ассортимент до более простых моделей техники.
Все цены на технику – в валюте, то есть на сколько процентов становится дороже доллар, на столько же процентов растет и цена на импорт.
– Время нелегкое, спрос упал, – констатирует владелец магазина оргтехники «Матрица» Александр Кудымов. Но добавляет, что «антикризисные» решения в его компании ищут и находят. Правда, какие именно – не говорит, ссылаясь на коммерческую тайну. Давать прогнозов он тоже не берется.
Если техника подорожала уже, то одежду и обувь еще реально купить по старым ценам. Правда, продлится это недолго. Уже весной покупатели в полной мере почувствуют на себе все «прелести» экономического кризиса даже в Кудымкаре.
Ирина Плотникова, владелица магазина «Любимый», ориентированного на торговлю одеждой и обувью по низким ценам, говорит, что пока кризис не ощущается, цены на закупочных базах в январе-феврале были старые, соответственно, и в розницу практически не изменились. Но уже в марте базы обещают новые цены.
– Мы же общаемся между собой (предприниматели – прим. авт.), все говорят, что весной все почувствуем, – заключает Ирина Владимировна, добавляя, что постарается обеспечить плавный рост цен.
Про «почувствуем» говорит и владелица магазина одежды и обуви «Элит» Татьяна Панфилова:
– Нет пока торговли. Сейчас у нас розничная цена практически равна оптовой. Это пока. Сейчас заключаем контракты на поставку обуви «Франческо Донни» сезона осень-зима, так цены выросли на 80%. На верхнюю одежду так же растут. Конечно, придется и нам поднимать.
На вопрос, как приспособятся к новым условиям, Татьяна Викторовна говорит, что придется делать минимальную накрутку.
Правительство виновато?
Из прогноза Минэкономразвития следует, что оборот розничной торговли в этом году сократится на рекордные 8,2%. Так сильно российская торговля не падала еще никогда. Даже в лихие 90-е и в кризис 2009 года, по словам gazeta.ru, торговля не падала такими темпами. Причина: в антикризисном плане правительства нет мер, которые стимулировали бы потребительский спрос. Власти не планируют увеличивать бюджетные расходы, а ЦБ не собирается стимулировать кредитование граждан.
1995 год – оборот розничной торговли упал на 6,2%
2009 год – оборот розничной торговли упал на 5,1%
2015 год, прогноз – оборот розничной торговли упал на 8,2%
При этом, согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году реальные располагаемые доходы населения снизятся на 6,3%, а реальная зарплата — на 9,6% (в 2014 году было минус 1% и плюс 1,3% соответственно).
Особое мнение
«Прекрасный период для развития…»
Виктория БЕЛЯКОВА, сооснователь компании Innovation Camp (бизнес-туризм), для daily.rbc.ru:
– Признаюсь, что, несмотря на видимые проблемы и в чем-то страх перед неизвестностью, мы ощущаем, что наступает прекрасный период для развития. Мы готовимся к тому, что работать придется в 10 раз больше, чем раньше. Но видится некий период возможностей и создания нового: «Твоя скважина в твоей голове». Наступает период, когда стандартные и привычные вещи не будут работать. Есть общий тренд во всех отраслях – это персонализация. У меня есть понимание, что любой запрос теперь будет решаться по этому принципу, шаблонные решения теперь не пройдут, все становится индивидуальным.