
Как и многие православные люди, коми-пермяки сравнительно большое число примет и поверий связывали с четвергом Страстной недели. Его называли Великим (или Ыджыт) и Чистым, так как обязательно мылись в бане, «чтобы к Пасхе быть чистым». С этим днём были связаны многочисленные поверья, приметы, обряды, носившие языческий и в целом заклинательный характер. Коми-пермяки признавали его «днём обновления на предстоящих год всего крестьянского хозяйства». Подробности рассказывает Коми-Пермяцкий окружной государственный архив.
Ещё вечером, накануне четверга, в передний угол избы, под иконы, ставили решето с зерном, караваем хлеба и с солью в солонке. Молились Богу и оставляли решето до Пасхального воскресенья. Существовало поверье: зерно, хлеб и соль, лежащие под иконами в преддверии Пасхи, приобретают магическую силу, с их помощью можно получить выгоду. Поэтому на Пасхальной, Светлой неделе зерно высыпалось в закрома амбаров, чтобы получить новый богатый урожай. Каравай хлеба давали животным при первом выгоне их на пастбище с целью избежания падежа. Четверговую соль брали в дорогу как оберег от вредных сил. Когда наступала болезнь, соль пили как лечебное средство.
Некоторые коми-пермяки придерживались традиции поминать усопших в Великий четверг, но поминки заключались в том, что приглашались души умерших к завтраку, на котором стояла обычная еда.
Немало ритуальных действий, приуроченных к Великому четвергу, обозначалось в народной лексике коми-пермяков понятиями «до света», «до солнца». Традиция требовала вставать в Великий четверг рано, «до петухов», и умыться водой, когда она обладает целебной силой.
Типичным для коми-пермяков был обычай до восхода солнца выйти на улицу, тут же зайти в дом и сказать: «Вот сколько я принёс: много рыбы, много ягод, много грибов, много мяса, всего много… пусть так много всего будет целый год».
«До солнца» в Гайнском и Косинском районах хозяйки перед печью кликали по именам домашних животных, чтобы «они не погибли в наступающем году». После этого женщины шли во двор, поднимали коров и прогоняли их вокруг столба. Далее вешали на передний угол дома веник и худой лапоть для защиты цыплят от хищных птиц. Старая обувь служила оберегом от взгляда злого человека. Исполнив обрядовые действия, хозяйки возвращались домой, топили печи и пекли хлеб в надежде, что он «не выведется из сусеков амбаров в течение года».
Ритуальное значение имел счёт денег, причём обязательно мелочи, чтобы счёт сопровождался звоном. Закончив счёт, хозяин выходил на улицу и совершал целый комплекс ритуальных действий: осматривал и переставлял с места на место сельскохозяйственный инвентарь, делал на реке прорубь, чистил, кормил и поил лошадей, стрелял из ружья в воздух. Этими действиями он создавал себе иллюзию наступления благополучия, прежде всего в хозяйственной деятельности.
Если был наст, то утром в Великий четверг парни и взрослые мужчины непременно шли в лес с ружьями. Они стреляли, пели песни. Порой их пение казалось жителям деревень воем волков.
В Великий четверг невесты подстригали волосы. С небольшим пучком соломы или грубой льняной кудели они заходили в «отхожую избу или баню», а потом, выйдя на улицу, жгли солому или лён и прыгали через огонь. По их убеждению, первый обряд должен был способствовать росту длинных волос, а второй – приобретению любви «будущих мужей своих».
Обязательным было в Великий четверг до восхода солнца заняться хозяйственными делами. Обычно муж плёл лапти, верёвки, тесал топорища, а женщины пряли, шили, вязали. Всё это делали с одной целью – «чтобы быть в течение года здоровыми и заслужить у таинственных сил природы возможность и охоту заниматься этими работами».
В Великий четверг, только проснувшись, охотник сразу хватался за ружьё и бежал в лес, стараясь вернуться не с пустыми руками, а хотя бы с застреленной вороной или воробьём. Рыбак бежал к реке, сталкивал на лёд лодку, клал в неё рыболовные принадлежности, брал в руки вёсла и делал вид, что гребёт. Плотник шёл в лес и срубал там хоть бы ветку. Все возвращающиеся домой делали вид, что несут какую-то добычу.
В этот день ни одна хозяйка не оставляла пустую печь, каждая из них старалась изо всех сил поставить в неё как можно больше кушаний. Чтобы не жить весь год «впроголодь», женщины рано утром накрывали стол скатертью и ставили на него хлеб, соль и кувшин браги.
Коми-пермяки считали, что если в Великий четверг начать какое-то хозяйственное дело, то оно обязательно будет продолжено и выполнено.
Есть ещё одна важная сторона поверий и обрядов Великого четверга это сопровождение их заговорами – Кöрткыв (кöрт – железо, кыв – слово). Коми-пермяки верили, что слова обладают магической силой, если они сопровождают исполнение обряда. Так, чтобы выросли ягоды и грибы, рано утром шли в лес и обходили дерево, при этом приговаривали: «Здесь есть и там есть, и везде есть. Здесь маслёнок, там рыжик, там груздь. Сегодня есть и до осени будут. Много-много будет. Аминь».
Чтобы наступила благополучная жизнь, исполнялись и такие ритуальные действия с заговорами. Рано утром люди приходили в лес и говорили: «Лесные боги, старые боги, дайте нам здоровья, скотине – приплод, дому – жизнь». Когда читался заговор, все члены семьи перешагивали через костёр, сложенный из веток вереса, они подвергались окуриванию. От обрядов, связанных с вересом и огнём, коми-пермяки старались получить силу, здоровье. Угли бросали в печь, а оставшийся верес заносили в подполье (голбец) и во двор к животным. Эти действия, по поверью, были необходимы для защиты домашнего очага и животных от вредных сил.
Обряды Великого (Чистого) четверга имели предохранительный характер. Они почти не попали под влияние православного учения и имели языческую основу. Причём многие из них являлись по назначению новогодними, что, очевидно, сохранилось от древних времён, когда новый год начинался с марта месяца.