23 ноября в редакцию Варя вошла немного расстроенной. Она только что сдавала на водительские права и сдать не смогла, поэтому нотка грусти в выражении её лица присутствовала. Её щёки в тепле отогрелись и покрылись румянцем. Варе всего 17 лет. Она ещё учится в 11Е классе Гимназии №3, но очень мечтает закончить школу на золотую медаль и стать врачом. Как она попала на всероссийский конкурс «Ученик года», Варвара рассказала нашему корреспонденту Анне Шайбаковой.

Как всё начиналось Варвара сняла зимний плащ и шапку, присела на редакционный диван.

Всё началось ещё в начале десятого класса. Классный руководитель Вари Елена Петровна Плотникова предложила ей поучаствовать в муниципальном конкурсе «Ученик года». Варя и сама давно об этом подумывала и вот решилась.

– Это было примерно в январе-феврале, когда я решилась идти на конкурс – начала рассказывать Варя. –  Классный руководитель меня поддержала. Мы собрали документы. Одноклассники мне помогли отснять визитку и мы отправили её на муниципальный конкурс «Ученик года».

В группе в ВК Управления образования я увидела, что подвели итоги, и с нашего Кудымкарского МО проходит шесть человек. И я в том числе. Вижу себя в конце списка, думаю: ура, классно, всё, можно готовиться. Нам отправляют положение уже очного конкурса. И мы готовим мастер-класс. У меня была тема «Тайм менджмент» и дают тему для дискуссии. Я готовлю три темы. К трём другим не готовлюсь. Их было шесть. Я немножко подзабила и приготовилась к трём. Я просто не успевала физически. У меня параллельно были уроки, нужно было и к тому, и к другому готовиться. И домашнее задание надо было снять, оно было тематическое. Тема была «Пермь великая, Парма многоликая».

Когда всё отсняли, Варя пришла на конкурс. Обстановка на конкурсе была приятной. Конкурс проходил в марте, в детско-юношеском центре «Радуга» в Кудымкаре. На городской конкурс нужно было предъявить портфолио, снять  визитку и снять домашнее задание по теме «Пермь великая, Парма многоликая».

–  Выхожу первая показывать мастер-класс. Всё проходит успешно. Жюри в восторге. Очень взаимодействуют дети, которые были со мной на конкурсе. Пришло время дискуссии. И мне как раз-таки выпадают те темы, которые я вообще не подготовила. Последние две темы. Точно не скажу, но что-то было про компьютеры, – пытается вспомнить Варя. – То, что технологии в наше время очень важны. У меня была позиция «против», что технологии очень вредны. Я приводила доводы, что технологии нам не важны, что можно без них обойтись, что нужно книжки читать, что компьютеры – это плохо, что они зрение портят. А «за» это то, что профессия учителя очень важна. Я привела в пример тогда классного руководителя. Потому что она много где участвует, она такая вся амбициозная.

Выкрутиться на конкурсе помогла мама Вари, Лариса Шлейгель.

– Мы быстро всё придумали. Вообще так классно получилось, – не скрывает радости школьница. – Оглашают результаты, и у меня первое место. Я была очень рада. И вот тогда мне дали путёвку на региональный конкурс.

Краевой «Ученик года» На краевом конкурсе было так же два тура – очный и заочный. Участие приняло 30 человек, из которых должны были выбрать всего десятерых.

– Так как участников было очень много и многие понравились, прошло 12 человек и я в том числе. Тоже надо было заснять визитку, собрать портфолио и домашнее задание. Портфолио то же самое, просто я добавила туда, что стала победителем на городском конкурсе «Ученик года», и к тому времени у меня уже пришли результаты регионального этапа олимпиады по экологии. Там сказали, что я призёр. Мы ещё это приложили. Это добавило мне баллов.

В портфолио прикладывают любые свои достижения в спорте, учёбе, в творчестве, характеристику со школы, общественную деятельность, волонтёрскую деятельность и оценки в школе – средний балл. Средний балл должен быть не ниже 4,5. Мы собрали команду. У меня команда была сборная: те, кто были на муниципальном этапе, одноклассница Даша Додонова и младшая сестра Соня. Мы поехали. Задания были такие же. Дискуссия и мастер-класс. Всё это было. Но, когда мы пришли, нам говорят, всё, что мы сделали «до» обнуляется. Я считаю, что это правильно. Одно дело – занимать места в олимпиадах и участвовать в конкурсах и выигрывать соревнования, другое дело – это уметь правильно и красиво сказать по теме, не говоря воды и провести мастер-класс, то есть научить других людей чему-то, в чём ты хорош. Я восприняла, это совершенно спокойно.

Варя посчитала такое решение организаторов даже ей на руку, потому что на конкурсе собрались ученики, чьи портфолио были лучше, чем у неё.

– Проходит жеребьёвка. Я выхожу, провожу мастер-класс, жюри снова были в восторге, все в восторге. Тоже был «тайм менджмент». Хорошо, что он был связан с медициной. Я должна была спасти человека. – Варвара задумалась. И сказала: Подробно рассказывать не буду. Пусть это будет мой секрет успеха.

Что же было дальше? Потом дискуссия прошла в очень интересном виде. Для меня дискуссия это когда два человека высказывают свою позицию «за» и «против». А тут была одна тема, как раз «Пермь великая, Парма многоликая. Взгляд молодых». Мы просто высказывали свой монолог по теме и всё. И нам потом раздавали вопросы. Не было «за» и «против». Так вышло, что нас на конкурсе было семь девочек и пять мальчиков. И так получилось, что я была одна среди мальчиков. С одной стороны классно – я в малине, а с другой стороны, они меня так «прессанули» хорошо. Но я справилась.

По результатам конкурса Варвара заняла шестое место среди всех. И выиграла в номинации «доброволец года». Она считает, что это правильная номинация. Сначала она очень расстроилась, что не заняла призовое место, но это дало ей мотивацию – работать дальше. После летних каникул, Варя начала всерьёз подумывать, а не бросить ли ей всё. Но её уговорила мама. И Варя рискнула.

– В итоге, из всех выигравших краевой конкурс, надо было создать команду. Мы снимаем визитку, она должна быть краткая и только по своей номинации. То есть рассказать о том, чем я занимаюсь. Я всё отправила и ждём результаты. Потом мне сообщили, что я прошла в финал. Из шести человек, прошли три девочки.

И 14 ноября Варя поехала в Саратов вместе с классным руководителем на всероссийский конкурс «Ученик года».

– Мы поехали на автобусе до Перми. Потом сели в поезд. Это было ужасно, – сокрушается девушка. – Я больше никогда на поезде не поеду. Лучше переплатить и полететь на самолёте. Потому что это ужасно. Не поспать толком, и ехать долго. Мы приезжаем 16 ноября рано утром. Ехала 1,5 сутки до Саратова. Нас встречают. Мы ехали до гостиницы с делегацией из Челябинской области. Жили мы на самом берегу Волги, там очень красивые виды. Но по самому городу мы не погуляли, что очень жаль.

Первый день Все испытания конкурса проходили в Саратовской государственной юридической академии. В первый день была самопрезентация. Участники должны были рассказать о себе и своей волонтёрской деятельности. После небольшого перерыва всех самых выдающихся учеников со всей России направили на обед. Там же провели экскурсию по учебному заведению. Там же все познакомились и начали общаться.

– Мы сидели по 12 часов в этой академии. Нас привозили туда в 9:30 утра и увозили в 9:30 вечера. Времени не было. Очень выматывало всё, мы очень уставали. В первый день я свалилась спать.

Второй день – В этот день был диктант. Не особо сложно было. Потом мы пообедали и потом был образовательный блок. После блока мы работали в группах и писали проект. Проект был на тему «Нерелевантность результатов профориентационного тестирования среди школьников». После всех заданий во второй день был спектакль. Но на него я уже не пошла. Мы так вымотались. И у меня была не готова презентация «успешной практики». Я должна была представить проект успешной практики про СПИД.

Третий день Были небольшие игры в команде – «оценка компетенции».

– Жюри смотрели, как мы работаем, взаимодействуем друг с другом. После обеда была презентация «успешной практики». Я защитила проект. Мне показалось, что я рассказала сухо, но жюри заинтересовала. Они задавали мне вопросы. И удивлялись, что эта болезнь, как оказалось, не такая опасная, если знать меры профилактики. В конце дня была ещё интеллектуальная игра, но я тоже не смогла в ней поучаствовать, я очень устала. Пришла и легла спать.

Четвёртый день 19 ноября. Подведение итогов.

– После обеда мы вступили в РСМ – это российский союз молодёжи. У них такие значки красивые – золотой берёзовый листочек, – улыбается Варя. – После вручения сертификатов участников нам дали время отдохнуть. После чего должно было быть награждение.

Когда объявляли победителей, Варя вспоминает, как она сильно волновалась.

– Переживала, что ничего не займу. Мне казалось, награждение длилось бесконечно. И потом вдруг объявляют: «лауреатом «доброволец года» становится Варвара Шлейгель». Я так удивилась! – Варя, словно, подпрыгнула от переполняемой её радости. Я просто со своего места вылетела через всех. Потому что, когда я обратно заходила, я уже еле залезла. Выбежала на сцену, давай обнимать одного из членов жюри. Он поздравил, подарил статуэтку. Я в порыве эмоций так замахнулась статуэткой, что чуть не ударила члена жюри. Мне очень жаль. Первое, что я сделала, это позвонила маме, рассказала. Я сидела потом, рассматривала статуэтку и не могла поверить, что я что-то заняла.

Новость о том, что кудымкарская школьница стала лауреатом всероссийского конкурса «Ученик года» разлетелась быстро. В тот день Варвара только успевала получать поздравления от друзей, родных и знакомых.

– После награждения была дискотека, но я ушла раньше – надо было подготовиться к отъезду домой. Когда сели в поезд, я просто спала два дня. Я настолько сильно устала, а мне надо было набраться сил: по приезде домой меня ждала олимпиада по химии, сдача на права и уроки в школе. А обратно у нас была пересадка. С Саратова до Екатеринбурга и с Екатеринбурга до Перми. В Перми меня встретил папа. Купил мне вкусняшки и чай. А я такая голодная была. Это было самое лучшее. Он у меня очень заботливый и самый лучший. Приехали домой. Я всё сразу показала родителям.

На следующий же день после возвращения Варя пошла в школу.

– Я думала, что меня в школе встретят, а меня не встретили. Было очень обидно. Хотя бы похлопали блин. Даже ничего не вывесили, ничего не сказали, – расстроенно проговорила девушка и сразу добавила: – Но главной целью в тот день у меня был подарок для классного руководителя. За то, что она лучший педагог-наставник для меня. Я подарила ей тортик. И купила торт своему отряду «Импульс»*.

Планы на будущее – В этом году я вступила в движение «Медики-волонтёры». Постепенно вливаемся в движение. Думаю, поступать в медицинский. Хочу закончить школу с золотой медалью. Это цель с первого класса. Хочу объехать весь мир, хочу на Байкал съездить.  Добиться финансовой независимости. Хочу стать либо стоматологом, либо кардиологом. Пока ещё не определилась, – размышляет Варвара.

Кроме тяги к учёбе, Варвара играет на гитаре. Она самоучка, но большую роль в её хобби сыграла Наталья Радомировна Морозова – дала ей начала и азы. Ещё Варя ходит в тренажёрный зал и пишет стихи.

О семье Варя живёт в обычной городской семье, где мама Лариса работает парикмахером, а папа Евгений менеджер по продажам. У Вари есть младшая сестра Соня, которой 13 лет. Она тоже на пути к успеху. Учится на «отлично». Варвара восхищается своими родителями и очень ценит их заботу.

– Варя очень целеустремлённая. Если у неё есть цель , она не видит преград. Иногда в ущерб своему сну, отдыху и досугу, – рассказывает о старшей дочери мама Вари. – Подпитывается она эмоциями, которые получает от участия в различных мероприятиях и побед! Итог предсказать нетрудно. Очень уж упорно она идёт к своей цели. На муниципальном этапе мы даже не сомневались в её победе. На краевом этапе – номинация «Доброволец года». Варя очень интересно высказалась перед конкурсом. Она сказала, что очень хочет эту победу и одновременно боится её. Так как может остановиться на достигнутом. А надо будет проявлять себя уже на всероссийском этапе. Но в итоге – поездка на всероссийский этап от Пермского края.
Вот здесь эмоции уже зашкаливали! На протяжении всего конкурса очень за неё переживали и поддерживали всей семьёй с бабушками и дедушками, с нашими тётями и крёстной. Огромная благодарность наставнику Вари – Плотниковой Елене Петровне. Это педагог с большой буквы!

Отличный у них получился тандем. Классный руководитель была с моей дочерью на протяжении всех этапов конкурса. Была уверена в её успехе, даже когда она сомневалась.

Фото: Медицинский отряд «Импульс»

*Импульс – медицинский отряд, созданный при школе №3, который популизирует в школе здоровый образ жизни, рассказывает о болезнях, профилактике, проводит медицинские мастер-классы. В отряде 29 человек.