В межсезонье жители северных посёлков Коми округа ходят «по воде». Весной, когда идёт лёд и Кама разливается, несколько посёлков отрезает от большой земли. Власти людей предупреждают о закрытии ледовой переправы, просят запастись продуктами и, если что, вызывают санавиацию. Но люди всё равно идут. И ругаются, что нормальной переправы нет, ведь дела на большой земле есть. А сколько продлится отрыв от большой земли в этот раз — никто не знает. Привозного хлеба в Верхней Старице, говорят, нет с пятницы.

В редакцию обратились жители Гайнского района, которые живут за ледовой переправой на Касимовку. На свой страх и риск люди переходят реку Кама по настеленному горбылю. Переправу закрыли ещё 28 марта, но людей это не останавливает. Они рискуют жизнью и идут по доскам, несмотря на то, что под ногами у них полтора метра воды.

— А куда людям деваться, если нормальные мостики сделать не могут, — рассказывает Елена Трясцына 2 апреля. — Завтра до льда на лодке ездить будут. Мы всю жизнь так живём. Метра полтора под мостиком. С нашей стороны не глубоко, а вот с того берега, Касимовского, да. Ближе ко льду 1,5 метра, это потому что здесь катер пристаёт летом, здесь глубже, а так мелковато, но есть ямы. Мы привыкли, нам не скучно, каждый год по-разному. Обидно только, что за всю жизнь на острове власти не научились делать нормальные временные мостики, зачем на нас тратиться. В сапоги черпали, а так никто не тонул.

Елена Трясцына рассказывает, что во времена СССР власти обещали сделать понтоны с Касимовского берега до Старицынского, но до сих пор люди весной ходят по старинке, по настеленному горбылю. Пост об этом вышел в нашей группе в ВК, после чего подключились и другие жители Гайнского района.

Мария Болохоненкова тоже выразила своё негодование под постом.

— Леспромхоз закрыли, людей оставили без работы, посёлок фактически без переправы, а лес продолжают вывозить в больших количествах. Превратили эти места просто в «сырьевой придаток», а о жителях никто не думает.

Александр Александров уже несколько лет не живёт в Гайнском районе — переехал в Пермь, но иногда ему приходится возвращаться на малую родину, когда навещает своих родителей, которые живут в посёлке Верхняя Старица.

— Я уже с 2008 года на ПМЖ в Перми проживаю, а эта проблема с переправой каждый год. Напишите об этом обязательно, так как наши родители мучаются, ну и мы тоже, когда навещаем их. Это у нас каждый год осенью и весной посёлок остаётся отрезанным на 2-3 дня, пока не нормализуют переправу. Понятно, мост никто строить не будет, а люди уже привыкли.

Елена Шкурина в комментарии под постом тоже отмечает тот момент, что ситуация на Каме не меняется.

— Я жила на Верхней Старице с 1974 года по 1993 год. И в те времена вот так ходили по Каме.

Лидия Кашова вступается за администрацию.

— Администрация хоть что-то делает. Построила тротуары для пешеходов. Но вы же понимаете, что это река и вода прибывает каждый день. И ничего тут не сделаешь. Я знаю, что глава района решает вопросы по переправам в крае, у нас их две, ещё в районе посёлка Кебраты. Но в крае её, видимо, не слышат. Эта проблема со дня организации этих посёлков. И каждый год всегда одно и тоже, — рассказывает женщина. — Вот пусть край выделит денежные средства на приобретение катеров на подушках. Вот сейчас будет ледоход, мы в течение 7-10 дней будем сидеть, как зайцы, на острове. Проблема-то старая, которая повторяется из года в год. Эта проблема вечная. Два раза в год по десять дней жители Верхней Старицы и Луныма отрезаны от большой земли. Люди же не просто так рискуют, кому в больницу, кому деньги снять (банкоматов нет), да и других проблем много. Кто не жил на острове, тому не понять нас. Все просто привыкли. Из года в год одно и тоже.

Реакция После того, как Елена Трясцына написала в редакцию, в четверг, 6 апреля, деревянный настил убрали.

— Шумиха прошла, администрация сказала мосты вытащить и всё! Живите, как хотите. Сняли с себя ответственность. А если кто-то заболеет, вертолёт прилетать по любому поводу не будет. Продукты в магазины предприниматели как должны доставлять? На такой период нужен другой транспорт, например, на воздушной подушке, или глиссер, каких в районе нет вообще, — говорит Елена Трясцына. — За Камой у нас находятся два посёлка — Верхняя Старица и Луным. Население примерно 400-600 человек. Не дай Бог, какая-то экстренная ситуация — и всё, приплыли. Осенью хоть лёд прорубить можно и на лодке, сейчас так не получится. Сколько времени ещё лёд простоит, нам неизвестно. И это из года в год.

Жительница посёлка Кебраты Татьяна Лихачёва под постом пишет:

— На Кебратской переправе ещё хуже, ходим, привыкли. У нас убрали тротуар (дощечки) вчера, 5 апреля, и мы остались вариться в собственном соку. МЧС прикрыла одно своё место, а как нам теперь тут жить — их не волнует, если лёд скоро не уйдёт — нам беда, помогите!
Елена Трясцына сама живёт в Верхней Старице, рассказывает, что в посёлке не хватает хлеба.

— В магазинах хлеба нет, если кто сам не печёт — им не очень хорошо. Если только на моторной лодке через прогалы будут проезжать. Ещё морозит. В общем, как в сказке. Вот у нас на Старице нет хлебного, например, магазина, весь хлеб привозной. Вот вчера (в воскресенье, 8 апреля – прим. ред.) точно ни в одном магазине не было хлеба. Сегодня не знаю. Может, кто-то из коммерсантов и рискнул куда-то ездил, пока вот точно не могу сказать. Уже надоела эта тема, потому что толку никакого.

Во вторник, 11 апреля, Елена сообщила, что хлеба в Верхней Старице не было с пятницы, 7 апреля.

Власти Глава Гайнского района Елизавета Шалгинских по телефону говорит, что о том, что скоро переправу закроют, людей предупреждали.

— Вообще этот деревянный настил по факту не должен быть. Смотрите, есть ледовая переправа. Когда идут подтайки, мы её закрываем вместе с выходом на лёд, — объясняет глава. — Соответственно, никто выходить не должен. Но так по традиции сложилось уже годами, десятилетиями. Делали эти прибрежные тротуары для того, чтобы потом можно было не по воде перейти на лёд с берега. Мы ничего в такой период сделать не можем. Даже катер на подушке может застрять. На какое-то время надо эти переходы отложить.

Глава района рассказывает о том, что, когда начинается подготовка к весеннему половодью, администрация предупреждает все структуры: школы, соцобъекты, больницы, магазины о том, что переправа в скором времени будет закрыта. А люди должны запастись продуктами.

— Мы их всех просим, чтобы они сделали запасы на месяц-полтора. Я сама жительница Кебрат. Там у нас вторая переправа, — продолжает Елизавет Шалгинских. — Никогда так не было, чтобы мы когда-то оставались там без продуктов, никогда. На прошлой неделе жительнице Верхнего Будыма стало плохо — это переправа в Кебраты. Мы вызвали санавиацию и ей помощь была оказана. Для вертолётов готовим площадки. И ещё такой момент: вот я, например, в Кебраты в пятницу как-то попала на сход граждан. Я не переходила Каму. Я поехала по объездной дороге. Через эту объездную дорогу можно попасть и в Верхнюю Старицу, Луным. Просто это будет долго. И дороги там лесные. Проехать можно.

На Касимовку такой дороги нет, но, как объясняет глава, попасть туда можно, просто на это уйдёт уйма времени и средств. Сначала надо добраться до Кебрат, а с Кебрат через Шордын можно уехать в Верхнюю Старицу. Это примерно часа 3-4, чтобы добраться в Гайны.

— На случай экстренных ситуаций муниципальная пожарная охрана имеется. Бензином мы их запасли на этот период, — говорит глава. — Мы также работали с правительством о том, что переправы эти сделать муниципальными. Но дело в том, что пока мы не находим источников, как это сделать. Зимние они муниципальные. На катерах мы перевозим в летний период пассажиров. Но ведь ещё надо машины перевозить. А вот с этим проблемы. И полномочий нет, и частники работают неофициально.

МЧС В Гайнском районе две переправы: на Кебраты, Верхнюю Старицу, и одна переправа производственная, на Пернаяг.

В краевом МЧС объясняют, что настил был нелегальный, и то, что администрация Гайнского района решила его убрать, она сделала правильно.

— Во-первых, настил не был ни с кем согласован, — говорят в пресс-службе МЧС по Пермскому краю. — В рамках безопасности гражданам нельзя переходить через такой настил. Есть распоряжение администрации Гайнского муниципального округа о безопасном выходе на лёд и нахождении на льду. То есть администрация всё сделала правильно. Администрация же тоже следит за безопасностью граждан. В этом случае они сделали всё правомерно, в рамках закона.

Получается, что весной несколько сотен человек в Гайнском районе Коми округа отрезаны от большой земли и реально, и официально.

Текст: Анна Яркова. Фото: Елена Трясцына