Многострадальный дом по улице Виталия Онькова, 24а в 12 мкр Кудымкара обещают отремонтировать к 1 мая этого года. Тогда же исполнится два года, как из дома расселили жильцов. Люди волнуются, не верят в завершение ремонта в срок и переживают, что в их квартирах живут рабочие. Побывала в доме, пообщалась с работниками, жильцами и чиновниками Анна Яркова.

Владелица одной из квартир Елена Корякина рассказывает, что после того, как дом начали ремонтировать, в свою квартиру они до сих пор не заходили.

— Мы мимо проезжали. И вот на улице, со стороны улицы, по крайней мере, никаких подвижек не было. Но знакомые живут неподалёку, и они нам говорили, что свет горит, значит, что-то делают там. Но вот я скажу, если раньше мужа моего Сергея теребили с МВД участковые, тормошили. А сейчас уже полгода не звонят. Показания у него брали. Вызывали его. Видимо, заведено было дело. А сейчас вообще тишина. Мне кажется, что до мая они не уложатся (с ремонтом – прим. ред.).

От комментариев для газеты большинство жильцов наотрез отказываются, объясняя это тем, что очень устали ждать свои квартиры и уже отчаялись. Многие уверены, что в мае в свои квартиры ещё никто не заедет.

Пенсионерка Татьяна Васькина уезжала в Сургут прошлой осенью, когда начался ремонт. Вернулась в ноябре и была удивлена, когда увидела свет в окне своей квартиры. Она живёт у родственников в 12 микрорайоне, только ниже домом. Собственница квартиры рассказывает, что в её квартире живут рабочие. Женщина обеспокоена.

Фото: Анна Яркова

— В моей квартире живут работники и в соседской, напротив. Я подходила, они сказали: «А где нам жить? Начальник нам разрешил. Мы не курим, ничего не сделаем», — вспоминает женщина. — У меня туалет был опечатан, в туалет я зеркала туда складывала, стеклянные двери от гарнитура и ещё кое-какие ценные вещи. Смотрю, туалет открытый. В администрацию с этим вопросом не ходила. Надо, наверное, сходить. Но боюсь, схожу в администрацию, они мне в ремонте что-то попортят — отомстят потом.

Внутри На подходе к дому издалека слышны голоса. Не сразу понятно, откуда идёт звук. Поднимая вверх глаза, замечаю на строительных лесах троих мужчин, обшивающих место под крышей. Они перекрикиваются и работают. На улице сильный ветер и небольшой снег. Но людей, видимо, погода не пугает. Они работают. Во дворе дома кучи строительного мусора, кирпичи, пеноблок, доски и ещё много чего другого. Встречается мужчина, прошу встречи с подрядчиком, он приглашает меня в дом. Заходим в первый подъезд.

— У нас подрядчика здесь нет сейчас, мы заместители. Мастера, — встречает меня в коридоре первого этажа высокий мужчина в рабочей одежде. — Меня Виталя зовут.

— Мы не даём интервью, — подключается молодой человек в серой кофте, выглядывающий из квартиры за спиной мастера Витали. На входной двери зеркало. — У нас, видите, стратегический объект. Нам как бы нельзя давать интервью.

— Паспорт (на объект – прим. ред.) на улице висит, — включается третий мужчина, который пригласил меня в дом, и улыбается. По всей видимости, это рабочий.

— Я начальник участка, — представляется молодой человек в серой кофте, всё так же стоящий в дверях. На вид ему лет 20. Позже он скажет, что ему 32 года. — Николай меня зовут. А зачем интервью? Ремонт идёт очень хорошо. Нас и так проверяют часто. Администрация ходит, проверяет, прокуратура ходит, проверяет. С Перми приезжают проектировщики, контролируют. Так что, я думаю, этого достаточно. В сроки мы укладываемся.

Фото: Анна Яркова

На вопрос, почему рабочие живут прямо в квартирах жильцов, мужчины друг за другом отвечают:

— Мы живём здесь, на объекте, где работаем, — объясняет высокий мужчина с именем Виталя. — Хозяева, которые приходят, которые живут здесь — они нам разрешают.

— Мы живём в тех квартирах, которые у администрации. А не которые у жителей, — включается опять в беседу Николай. — Но если даже которые у жителей… Они сами разрешают.

Фотографировать дом строители почему-то запрещают, но и не мешают съёмке.

Официально 27 января Наталья Стоянова провела первый в этом году прямой эфир в должности главы Кудымкарского городского округа. Отвечая на один из вопросов, глава рассказала о ходе работ в доме по Виталия Онькова, 24а.

— На сегодняшний день идёт укрепление по периметру несущих конструкций стен, чтобы дом больше не садился. Работ осталось немного, — сообщила Наталья Стоянова. — Далее откосы у окон и подоконники будут новые, будут утеплены. Все укреплённые стены будут штукатуриться под поклейку обоев. Во всех квартирах, где повреждён линолеум, он будет заменён. Ламинат очень аккуратно демонтирован непосредственно строителями, и в дальнейшем монтаж будет выполнен. Квартиры будут в нормальном состоянии.
Начальник Отдела капитального строительства Кудымкарского округа Дмитрий Нечаев говорит, что ремонт укладывается в сроки.

— В соответствии с требованиями контракта срок выполнения работ — 1 мая 2023 года. Работы выполняются согласно утверждённого графика выполнения работ. На сегодняшний день подрядчиком полностью закончены работы по усилению несущих стен (армирование и нанесение торкрет-бетона) и переносу системы отопления в подъезде №1, ведутся работы по восстановлению межкомнатных и межквартирных перегородок, заливке полов, отделке оконных проёмов. В подъезде №2 на 60% выполнены работы по усилению несущих стен здания.

История домов в 12 микрорайоне

Многоквартирные трёхэтажные дома в 12 микрорайоне Кудымкара в 2015-2017 годы строила компания ООО «Квадра-Групп», руководил ею экс-депутат Кудымкарской гордумы, пермяк Дмитрий Седов. Вопросы по качеству были уже на стадии строительства. «ПН» публиковала материал по результатам общения со строителями. После заселения жильцы также начали жаловаться на качество здания.

В период строительства домов главой Кудымкара был Иван Мехоношин. Он снял с себя ответственность за качество домов, ссылаясь на то, что строила дома коммерческая фирма, а власти только выкупали квартиры; утверждал, что никакого отношения ни к строительству, ни к приёмке домов в 12 микрорайоне не имеет, был в отпуске. По данным «ПН», глава города лично курировал стройку и вынуждал организации, подконтрольные администрации города, выполнять работы, связанные со строительством домов. В итоге дома сдали и приняли, часть квартир администрация города выкупила для переселенцев из ветхих домов и детей-сирот.

В апреле 2021 года администрация города под управлением главы Натальи Стояновой предложила жильцам покинуть квартиры на время ремонта в целях безопасности, предоставив временно другое муниципальное жильё, частично компенсируя плату за найм у частников. Предполагалось, что все процедуры займут полгода, но ситуация затянулась, в основном из-за сроков экспертиз.

В октябре 2021 года стало известно, что Кудымкарский межрайонный следственный отдел СУ СКР по Пермскому краю возбудил уголовное дело по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» в связи с тем, что после обследования дома по Онькова, 24а выяснилось, что он в аварийном состоянии. Ведётся ли расследование до сих пор — неизвестно. Редакция «ПН» направляет запрос о ходе расследования уголовного дела, касающегося строительства дома по Виталия Онькова, 24а, в Кудымкарский МСО СУ СКР по Пермскому краю.

Сдали пятиэтажку

В новый пятиэтажный дом по улице Иакова Шестакова в 12 мкр Кудымкара переселятся семьи из Кудымкара, Гайнского округа и дети-сироты, сообщают власти. Ключи от новых квартир торжественно вручили 8 февраля.

Фото: Анна Яркова

Городские власти купили в доме №12 по улице Иакова Шестакова 57 квартир общей площадью около 2,5 тыс. кв. м. В них переедут жители из расселённых ветхих и аварийных домов. Сообщается, что ещё 22 семьи переедут в дом из Гайнского района. Кроме того, 19 квартир передадут детям-сиротам.

Дом был построен строительной компанией «Выбор», зарегистрированной в Перми. Всего в нём 103 квартиры. Руководитель строительной компании Константин Радыгин рассказывает о строительстве:

— Строили мы эту пятиэтажку полтора года. В мае начали, в декабре ввели в эксплуатацию, 29 декабря 22 года. Начало строительства производилось под моим руководством, моей организацией ООО «Арвико». В дальнейшем мы передали проект другому застройщику ООО СК «Выбор», потому что он заключил контракт с администрацией на поставку квартир для переселенцев. Там приёмка возможна только от застройщика, — объясняет мужчина. — Но мы остались в роли техзаказчика. Осуществляли контроль качества, порядок выполнения работ.

В последние годы в России наблюдались серьёзные колебания цен на стройматериалы. Константин Радыгин говорит, что повышение стоимости сначала строительных материалов, потом услуг негативно отразилось на строительстве. В первую очередь, на сроках строительства.

— Потому что нам не могли своевременно отгружать продукцию, особенно сборный железобетон, возникли проблемы с исполнителями, которые постоянно у нас трудились. Каждый этап занимал немножко больше времени. Фактически нам пришлось передоговариваться со всеми подрядчиками и поставщиками, — вспоминает Константин Михайлович. — Ну и последствия коронавируса тоже сказывались. Даже вопросы согласования у нас проходили немного дольше, чем обычно.

Константин Радыгин рассказывает, что его команда столкнулась с отсутствием свободного жилья для найма и возникли проблемы с размещением работников, в том числе командировочных, с отсутствием квалифицированных специалистов. Для работников жильё искали долго и снимали дороже. Но в итоге решили проблему. Специалисты были командировочные. Приезжали и уезжали.

— Самая такая проблема у нас получилась — мы не могли поставить дом на кадастровый учёт в 2022 году и, соответственно, передать муниципалитету. Сроки затянулись.

На вопрос, уложились ли в смету, заложенную на строительство, Константин Радыгин отвечает так: «Мы в убыток не сработали, но заработали очень-очень-очень мало. И цены за последние два года на недвижимость подскочили. У застройщика осталось пять квартир. Он их выставил на продажу».

В планах у Константина Радыгина построить ещё один пятиэтажный жилой дом в 12 микрорайоне. Уже вывешен паспорт объекта на строительство дома №14 на 93 квартиры по улице Иакова Шестакова, проект находится на экспертизе. В конце февраля или в начале марта планируют приступить к строительству и сдать дом к осени 2024 года.

Анна Яркова