Министерство просвещения разрабатывает отдельный учебный курс начальной военной подготовки в школах и колледжах. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на ответ ведомства руководителю фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергею Миронову. Как уточнили в министерстве, модули, в которых включены вопросы по НВП, входят в обязательную часть предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». В Минобороны инициативу одобрили. Что думают об этом преподаватели, родители и власти.

– Я, конечно, плохо помню школьные годы, но вспоминаю, что что-то похожее на начальную военную подготовку у нас тоже было. Не помню, как называется, конечно. Вроде, у нас было просто ОБЖ, – вспоминает горожанка Анна Спирина. – Я помню, как мальчишки возились с автоматами, как мы все стреляли из воздушек, даже ездили на соревнования. А сколько было игр на свежем воздухе. Ежегодно была «Зарница». Сейчас у детей спроси, они ведь даже не знают, что это такое. Я очень хорошо помню, делились на две группы, каждому члену группы нашивались бумажные погоны прямо на верхнюю одежду. И каждый должен был, как можно больше сорвать этих погонов. Это означало, что член команды противника погиб. Надо было найти флаг соперника. И это означало, что ваша группа выиграла. Хорошие воспоминания. И каждый год мы ждали этого события. А сейчас что? Ничего подобного я не видела от своих детей.

Учитель Преподаватель ОБЖ Коми-Пермяцкого профессионально-педагогического колледжа Николай Конин вспоминает:

– Работал я в восьмой школе. Я уже работаю 28 лет. Мне кажется, что начальная военная подготовка никуда не уходила. Я могу рассказать предысторию. Я учился ещё в педучилище, с 87 по 92- й год. По учебной программе начальная военная подготовка преподавалась на третьем курсе. Я проучился в педучилище, но у меня начальной военной подготовки не было.  Я только помню, что нас вывозили на учебные стрельбы, мы стреляли из автомата Калашникова. И были стрелковые секции, куда можно было записаться. Я записался. Было такое время, когда НВП уже убирали, но был предмет ДПЮ – допризывная подготовка юношей. Когда я пришёл после армии, демобилизовался и пришёл работать в школу, предмет уже назывался в 93-94-м годах уже НВП. Мне на самом деле повезло, что я служил в сержантской школе, был командиром, а преподавать, как я думаю, НВП и ОБЖ должен мужчина, который обязательно прошёл службу в армии, который был командиром, старшиной, прапорщиком или сержантом.

НВП никуда не уходило, считает преподаватель:

– Вот сейчас я работаю с 2003 года, преподаю я ОБЖ у нас всегда была строевая подготовка, мы занимаемся патриотическим воспитанием, волонтёрской деятельностью. Есть у нас стрелковые секции, ребята точно так же собирают автоматы Калашникова, точно так же стреляют, разбирают магазины. У нас проходят смотры-конкурсы, конкурсы солдатской песни, мы занимаемся патриотическим воспитанием, – рассказывает Николай Конин. – Раньше как было? Дети воспитывались не только на уроках НВП, воспитывались в семьях, воспитывались на патриотических фильмах. Я как сейчас помню. Смотришь военный фильм, во дворе начинаются войнушки. И в любую погоду, будь то снег, дождь. В сугробах рыли окопы. Посмотрели фильмы про индейцев, начинаем с луками, с копьями, стрелами. Смотрели фильмы про рыцарей, начинали бегать с копьями, щитами. Оттуда ещё шло воспитание.

А сейчас что? Дети сидят дома, в компьютерах, в телефонах. Огромная проблема сейчас записать ребёнка в стрелковую секцию. Если он к тебе приходит, то у многих со зрением проблемы. А почему так? Потому что он сидит очень долго перед компьютером, в телефоне. В наше время мы постоянно были на улице, активно двигались, заходили домой – щёки розовые,  а сейчас смотришь на студента – он же бледный. Сейчас ещё в чём проблема, преподавателей загнали в рамки, много бумажной волокиты, всевозможные педсоветы, совещания. И времени остаётся всё меньше и меньше работать с детьми. Это всё очень печально. Что такое НВП – это хорошо забытое старое. Его хотят сделать новым. Сейчас во многих школах преподают ребята, которые даже не служили в армии. Ну вот чему они могут научить? Если они сами через это не прошли. Такого быть не должно.

Ученик Константин Седегов с теплотой вспоминает свои школьные годы и начальную военную подготовку:

– С военной подготовкой я познакомился летом 1996 года. Насколько помню, тогда впервые решили организовать военный лагерь для 10-классников. Военные сборы продолжались две недели. Утром мы приходили во вторую школу, вечером уходили.

Нам выдали камуфляжную форму, научили подшивать подворотнички. По пути на «службу» пассажиры в автобусе удивлялись: «Откуда ты такой подшитый?». Настолько нас усердно учили строевой подготовке, что к вечеру уже автоматом идёшь домой, чеканя шаг. Хотя, немного повыделываться перед прохожими хотелось тоже.

В лагере было весело. Командирами у нас были наши же преподаватели ОБЖ. Каждый из них вспомнил своё военное звание с гордостью щеголял им. От нашей, восьмой школы, командиром у нас был старшина Николай Тихонович Конин. Он и до этого был такой компанейский, хороший преподаватель, а в лагере стал ещё ближе. Не очень сильно гонял «своих», делал нам лёгкие поблажки. После сборов, парни из нашей школы стали вне уроков обращаться с Тихонычем на «ты».

Нам давали строевую, силовую подготовку, теорию. Мы бегали кроссы под дождём, отжимались на кулаках. Всё, почти как на самом деле. Ну и развлекали нас. Ходили мы в Дом пионеров на просмотр фильма «про ОБЖ-шника американского». Это был художественный фильм «Майор Пейн», вышедший год назад.

Пострелять, правда, в лагере не удалось. Как-то не договорились с военкоматом. Стреляли зато из «калаша» от школы, ещё весной.

Была на сборах и лёгкая дедовщина. В последний день лагеря нам выдавали компенсацию за питание и шоколадку за «страдания». Местные, из третьей школы, кто понаглее и поздоровее, пытались их отобрать. Кому-то повезло, кому-то нет. А общие впечатления от лагеря остались хорошими, мы познакомились с ребятами из других школ, подтянули физическую форму и просто попробовали чего-то нового.

Начальники Начальник управлении образования администрации города Кудымкара Сергей Калин поддерживает инициативу введения НВП в школах:

– Раньше же НВП было у нас в школах. Я думаю, здесь ничего сложного не будет. Потому что в школах, ОБЖ преподают мужчины, которые прошли в своё время срочную службу в советской армии, – говорит Сергей Калин. –  Я думаю, что это нормально. Из парней мужиков надо уже взращивать.

Директор школы №8 в Кудымкаре Ирина Баяндина говорит, что курсы начальной военной подготовки очень нужны в современном обществе.

– Курс абсолютно нужный, абсолютно актуальный. Курс, я считаю, очень важный особенно в современных условиях. Как для юношей, так для девушек. Если курс с учётом того опыта работы, который был в советской школе, он будет учтён и перенесён и адаптирован к современным условиям. Он, я полагаю, будет иметь огромное значение как чисто практическое в современных условиях, – считает Ирина Баяндина. – Я считаю, что немаловажно, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Я считаю, что опыт нашей советской школы достаточно солидный, его использовать, издать специальную литературу, учебники, которые нужны очень. Базу. И я считаю, что предмет абсолютно актуальный нужный и очень-очень важный.

Военный – Организация начальной военной подготовки – это роскошь для государства, потому что начальная военная подготовка в таком виде, как была в Советском союзе, она осталась буквально в нескольких странах – это в Израиле и в Англии, потому что у них традиции, – рассказывает один из работников краевого военкомата, который просил не называть его имени. – Неплохо работает в Белоруссии, потому что, наверное, они после развала Советского Союза не так потеряли независимость республики. А у нас в России в 98-м году продекларировали эту подготовку граждан к военной службе, что она должна быть, но дальше кабинета ОБЖ никуда не пошли.

Текст: Анна Яркова. Фото: Константин Седегов и архив ПН