«Семик» и «суббöт» для коми-пермяков больше, чем просто традиция. В этот день в Коми округ и в наши дни стараются приехать те, кто здесь родился. Даже издалека. Почему?

Евгения ФИРСОВА, Москва (Кудымкар)
«…Православное, душевное и благовестное»

— Уже давно не была на Семике на кладбище. Бываю у родных редко, но если получается — посещаю кладбище весной или осенью. А поминальный день для меня — это что-то православное, душевное и благовестное… Кроме того, это ещё и умение помнить имена тех, кто был тебе дорог.

 

 

 

 

 

Евгения ЩАПОВА, Березники (Кува)
«…А для ушедших — это праздник»

— Поминальный день — это традиция или обряд, которые передали нам бабушки и дедушки, где собирается вся семья и поминает тех, кого уже нет с нами. За трапезой обсуждают и вспоминают о них интересные истории, особенно о тех, кого мы не помним или не знаем, например, про прабабушек и прадедушек. А кого мы помним, то и мы присоединяемся к этим историям. К сожалению, не всегда получается приезжать… Но если получается приехать, то, конечно, идём на кладбище, ведь для нас это считается поминальным днём, а для ушедших — это праздник, когда о них помнят и собирается вся семья. Я всегда буду посещать могилку своих родных, ведь если мы забудем о них, кто вспомнит о нас? Растут наши дети и им нужно знать, где похоронены прадеды и прабабушки, ведь эта традиция передаётся из поколения в поколение.

Елена БОТАЛОВА, Пермь (Шадрино)
«…Все наши усопшие ждут нас…»

— Без сомнений, надо помнить наших родных и близких, ведь они нас любили. Они прожили целую жизнь, поэтому давали нам уроки жизни, наставления, объясняли что такое хорошо и что такое плохо. Даже если приезжать не всегда удаётся из-за работы и детей, но в Семик всегда на нашем столе поминальный обед, где есть и выпечка, которую учила печь бабушка. Как говорят старожилы и батюшки в церкви — в этот день и в Троицу все наши усопшие ждут нас у себя на могилах. Хоть и не часто, но я приезжаю на могилки. И пока жива, я буду приучать своих детей, чтобы они помнили о своих родных. Ведь если не научишь их помнить и ценить усопших, то и они когда-нибудь забудут о моей могиле. Надо помнить тех, кого с нами нет. А их так сейчас не хватает… Так и хочется их обнять, но они живут лишь в наших воспоминаниях. И к этому никогда не привыкнешь…

Мария МАШУК, Чайковский (Кузьва)
«Так у нас принято»

— Семик — это возможность навестить родственников и сходить на кладбище к бабушке и дедушке. Стараемся приезжать на могилки в этот день каждый год, но не всегда получается. Почему приезжаем? Это уже как традиция. Так у нас принято.

 

 

 

 

 

 

Мария ЕРМАКОВА, Санкт-Петербург (Кузьва)
«…Повод вспомнить и задуматься…»

— Для меня Семик — это повод вспомнить и задуматься о своих предках, о своих детях, о будущем, о вечном, как бы громко это ни звучало. И одно из тёплых воспоминаний детства: тогда этот день воспринимался нами как большой праздник, один из редких дней, когда родственники собираются вместе, приезжают из других городов, общаются, делятся новостями, и, наверное, примечательно, что всё происходит возле могил наших близких, потому что мы делимся нашим сегодняшним днём и с ними тоже, так как мы их потомки на этой земле. Если есть возможность, то стараюсь приезжать именно в этот день, но иногда текущие дела кажутся важнее событий такого рода. Поэтом не всегда получается приезжать в этот день, тут уж как попадёт. Здесь мои корни, люди, давшие жизнь моим родителям, а значит —  и мне, здесь некое начало моей семьи.

Илья ПЕТУХОВ, Екатеринбург (Кудымкар)
«…Их отпускают к нам…»

— С самого детства родные дали мне понять, что Семик и Радоница — это главные поминальные дни, что люди, которые покинули нас, ждут в эти дни нас на кладбище. Потому что, говорят, именно в эти дни их отпускают к нам и они нас ждут в гости.

 

 

 

 

 

Текст: Михаил Вотинов. Фото предоставлены героями материала