Утром буднего дня на перекрёстке улиц Плеханова и Герцена у гимназии №3 стоит толпа людей, которые спешат на работу и ведут малышей в садик или школу. Машин тоже едет много. Случаются и экстренные торможения. Переходить дорогу здесь — не по правилам. В сотне метров с трёх сторон есть пешеходные переходы. Почему люди ходят здесь, а не по переходам поблизости, и почему не делают пешеходный переход в этом месте?

Пешеходные переходы от перекрёстка Герцена-Плеханова находятся со всех трёх сторон: напротив общежития бывшего техникума торговли и сервиса, у аптеки по улице Герцена и у двора гимназии №3 по этой же улице. Большой поток людей именно утром: мы насчитали 52 человека за полчаса с 8:30 до 9:00. Днём поспокойнее: в период с 14:00 до 15:00 у перекрёстка перешли 16 человек, из них восемь детей. Некоторые из них даже не смотрят по сторонам и просто переходят дорогу.

— Я живу по улице Свободы, у меня двое детей, которые учатся в гимназии №3, — говорит горожанка Наталья Климова. — Наша семья и соседи уже давно испытывают неудобства из-за отсутствия пешеходного перехода рядом с перекрёстком по улицам Плеханова и Герцена. Особенно утром очень много людей переходят в этом месте, собирается иногда толпа из 10-15 человек, как школьники, так и взрослые. Школьники зачастую и самостоятельно  переходят в этом месте дорогу, так как к школе это ближайший путь к воротам, которые открыты. И когда работал магазин на перекрёстке, то многие жители близлежащих домов также переходили в этом месте дорогу.

— Каждое утро на этом перекрёстке происходит одно и то же: чтобы перейти дорогу — нужно подождать, когда машин будет меньше, — говорит жительница 12 микрорайона Кристина Баяндина. — И целая толпа родителей с детьми стоят здесь каждое буднее утро. Иногда старшие дети переходят дорогу самостоятельно, без родителей, как правило, после школы. Да, справа и слева в метрах ста есть пешеходный переход, но там люди практически не ходят, а идти в обход как-то не хочется, времени нет. Все же на работу спешат, а дети в школу. На перекрёстке очень бы хотелось видеть пешеходку.

По словам горожанина и водителя со стажем Владимира Плотникова, каждое утро здесь приходится пропускать спешащих в школу и на работу людей.

— Когда бы ни ехал — здесь постоянно кто-то перебегает дорогу. Ладно хоть местность тут просматривается, можно будет плавно затормозить, а не так, как на повороте у Петровки, 38. Там тоже когда-то поднимался разговор о пешеходном переходе, но так ничего и не сделали, мол, из-за поворота и плохой видимости нельзя делать пешеходку. Поэтому не раз замечал, что на повороте водители должны резко затормозить. Ну а у школы не дай Бог что-то произойдёт. У нас в Кудымкаре полно лихачей, особенно молодёжь, которая занижает свои машины и гоняют по улицам не только ночью, но и днём и вечерами. Как будто власти ждут несчастного случая, чтобы что-то делать, — говорит мужчина.

ГИБДД В полиции Кудымкара, письменно комментируя ситуацию, рассказывают о ГОСТах. По ГОСТу 32944-2014 пешеходные переходы обустраивают в местах установившихся пешеходных связей и на перекрёстках при интенсивности движения транспорта более 50 автомобилей в час и интенсивности движения пешеходов, пересекающих проезжую часть в это же время, более 150 пешеходов в час.

— Если цифра движения транспорта и пешеходов меньше вышеуказанных, то пешеходные переходы не устраиваются, поэтому безопасность перехода дороги обеспечивается обязанностью выполнения требований ПДД пешеходами.

Согласно ГОСТу Р52766-2007, объясняют в полиции, пешеходные переходы в населённых пунктах располагаются через 200-300 метров. Места для них выбирают с учётом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположения остановок и объектов притяжения пешеходов. Также на дорогах, улицах и на пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью должна обеспечиваться видимость пешехода в зонах «треугольников видимости» для условий «пешеход-транспорт».

Что за треугольник Треугольник, построенный на плане перекрёстка с помощью минимального расстояния видимости, называют треугольником видимости. Обязательным условием безопасного движения является отсутствие в пределах треугольника видимости углов зданий, киосков, остановок городского транспорта, деревьев и высоких зелёных насаждений. Минимальное расстояние видимости на перекрёстках определяется с учётом многих факторов, таких как скорость автомобиля, время, которое нужно водителю для осознания необходимости торможения, длина тормозного пути до полной остановки, влияние уклонов улиц на перекрёстке и так далее.

Не аварийный Хотя люди и перебегают дорогу на Герцена-Плеханова в неположенном месте, в полиции Кудымкара говорят, что на основании статистических данных за последние три года этот перекрёсток участком концентрации ДТП не является. ДТП с участием пешеходов на данном участке не зарегистрированы. Поэтому пешеходных переходов на перекрёстке ждать не стоит. Это подтверждает и администрация Кудымкара: проектом организации дорожного движения на пересечении улиц Герцена и Плеханова пешеходной дорожки не предусмотрено.

— Тем не менее, данный вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании комиссии по повышению безопасности дорожного движения при участии администрации и представителей ГИБДД, — говорят в администрации города.

Текст: Михаил Вотинов