Автобус Усть-Чёрная-Пермь. Фото: Константин Седегов, "ПН"

Реформа принесла жителям Коми округа неудобства. Пока чиновники и пассажиры «шлифуют» расписание и маршруты, растёт популярность нелегальных перевозок. Чем это грозит водителям и пассажирам, и как решать проблемы с автобусами?

Сегодня услуги нелегальных перевозчиков активно предлагаются в группах в ВКонтакте. В Коми-Пермяцком округе самая популярная насчитывает более 43 тысяч подписчиков.

Андрей Иванов из Гайн (имя и фамилия изменены по просьбе мужчины) работает в Перми. По пути он забирает пассажиров в Кудымкар и в Пермь из отдалённых северных населённых пунктов Коми-Пермяцкого округа. Занимается он этим уже более пяти лет, так как в районе убрали некоторые межмуниципальные рейсы.

— Вот посудите, что делать людям, у которых практически нет возможности добраться до городов? У нас в округе в некоторых маленьких деревнях не ходят автобусы, или же ходят очень редко. Как людям добираться до больниц? А студентам до учёбы? Я просто поступаю по-человечески. Плату беру так же, как и все другие перевозчики. Цены везде одинаковые и узнать их не тяжело, так как есть специальные группы «ВКонтакте». В итоге и людям хорошо, и я на бензин заработал, — говорит мужчина.

Татьяна Петрова (имя и фамилия изменены по просьбе девушки) занималась перевозками пассажиров по Кудымкару и от Кудымкара до Перми и обратно более двух лет. Сейчас девушка продала свой автомобиль, но, по её словам, это было неплохим заработком.

— Я считаю, что каждый из нас зарабатывает, как может. Вот мне, например, удобней на машине ехать до города, чем на автобусе, и с пассажирами всегда можно договориться по оплате. Автобусы только на всякий случай, если авто сломается. Ну сами посудите, общество развивается, и кто-то когда-то додумался зарабатывать способом перевозки на машине. Да, неофициально. И что? Сейчас половина России работает неофициально, и даже я. Да, там на автобусе мужик теряет работу, так если он не глупый, он в любом случае найдёт другой выход из ситуации, — считает девушка.

Пассажиры едут нелегально на свой страх, рискуя. Водители-нелегалы не проходят предрейсовый медосмотр; транспорт не проходит регулярный техконтроль; жизнь, здоровье, багаж пассажира не застрахованы; в случае незавершения поездки по какой-либо причине деньги, вероятно, не вернут и другой транспорт не предоставят.

Остаться без машины Перевозки пассажиров относятся к лицензируемой деятельности. За отсутствие лицензии водитель может получить наказание по статье 14.1.2 КоАП РФ, штраф для граждан и должностных лиц — 50 тыс. рублей, ИП — 100 тыс. рублей, юрлица — 400 тыс. рублей. При повторном нарушении — штраф с конфискацией транспортного средства. Есть наказание по п. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ, штраф водителю — 5 тыс. рублей. В случае ДТП — уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ, если кто-то получил тяжкий вред здоровью или погиб.

— Водитель может быть наказан до семи лет лишения свободы в зависимости от пункта статьи. За причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего предусмотрена административная ответственность согласно статье 12.24 КоАП РФ. Это штраф и лишение водительских прав, — сообщает начальник отдела ГИБДД МО МВД России «Кудымкарский», капитан полиции Алексей Сыстеров.

В министерстве транспорта Пермского края говорят, что в 2019 году создана «межведомственная комиссия по координации пресечения деятельности нелегальных такси». С того момента комиссией было организовано 69 оперативно-профилактических мероприятий, где выявлялись и штрафовались нелегальные водители. Также теперь им грозит конфискация автомобиля.

— Учитывая, что Минтранс в конце 2021 года получил на безвозмездной основе десять эвакуаторов из Москвы, нами запланированы контрольные мероприятия с привлечением сотрудников МВД для конфискации транспортных средств у нелегальных перевозчиков, — говорит министр транспорта Пермского края Андрей Алякринский.

Северные рейсы Почувствовать неудобство новых автобусов особенно могут жители дальних районов округа, так как им приходится часами ехать в некомфортном транспорте сначала до Кудымкара, а потом ещё и до Перми. Сейчас это три дальних маршрута: №782 «Пермь-Гайны», №736 «Пермь-Коса» и №602 «Усть-Чёрная-Кудымкар». По новой модели маршрут «Пермь-Гайны» начал работать с 21 февраля, на маршруте работают четыре автобуса среднего класса, один находится в резерве. На маршруте «Пермь-Коса» работает один автобус среднего класса, с 10 февраля. На последнем маршруте тоже курсирует один автобус того же класса, с 1 марта. Перевозчиком на всех трёх маршрутах является компания ООО «АААВТО», контракты заключены сроком на пять лет.

Фото: Анна Яркова, ПН

— По всем трём маршрутам в госконтракте прописан класс автобусов «средний» , — говорит пресс-секретарь краевого Минтранса Ирина Косвинцева. — Все автобусы, работающие на линии, предназначены для междугородних перевозок. При определении класса автобуса по каждому из межмуниципальных маршрутов учитывался пассажиропоток. Если класс автобуса сменился, значит, ранее маршрут генерировал низкий пассажиропоток. К примеру, такая ситуация с маршрутом «Пермь-Гайны». Раньше там ездили автобусы большого класса, однако их наполняемость была недостаточной, а рейсы были убыточными. В связи с этим было принято решение заменить класс автобусов в рамках госконтракта. Государственный контракт заключён на пять лет, и в нём прописаны все условия. Изменить класс автобуса невозможно.

В краевом Минтрансе сообщают, что маршрут №602 «Усть-Чёрная-Кудымкар» был сокращён, поскольку по анализу пассажиропотока большая часть пассажиров маршрута ездила на нём из Усть-Чёрной в Кудымкар.

— Поэтому сейчас добраться до Перми жители Усть-Чёрной могут на маршруте №670 «Кудымкар-Пермь». Он работает в рамках новой модели с 1 апреля. Перевозчик тот же — ООО «АААВТО». На линии работают автобусы большого класса марки YUTONG. Также из Кудымкара до Перми можно добраться на транзитных рейсах, — заключают чиновники.

Как изменить расписание Нужно в письменной форме обратиться в администрацию муниципалитета. Для обращения достаточно подписей двух людей и более.

— Самое действенное — это писать коллективно местной администрации. Она получает письмо от жителей населённого пункта и направляет его в ГКУ «Организатор пассажирских перевозок» (ОПП). Уже после этого ОПП может что-то менять. Поэтому важно знать, что без согласования с администрацией муниципалитета это сделать не получится, — поясняет пресс-секретарь краевого Минтранса Ирина Косвинцева. — В обращении по смене времени маршрута необходимо указать ваши предложения по внесению изменений в существующий график движения автобуса, с вложением предложенного вами расписания в рабочие дни, в выходные и праздничные дни.

Поломка В Минтрансе объясняют, что перевозка пассажиров по маршруту — прямая обязанность перевозчика. Если автобус сломался, то его ремонтирует перевозчик. Он обязан предоставить транспортную услугу и отвечает за её качество. Поэтому перевозчик обязательно должен предоставить резерв, то есть отправить на маршрут другой автобус. Сообщить о поломке автобуса нужно и в диспетчерскую ГКУ «Организатор пассажирских перевозок» по номерам телефона (342) 240-28-10 и (342) 240-28-20. По этим же номерам телефона можно подать любую жалобу на перевозчика. Диспетчеры ОПП принимают звонки в будние дни с 9:00 до 18:00.

Классы автобусов. По информации Минтранса ПК

Малый Используются на городских маршрутах и в ближнем пригороде. Условно, с учётом пассажировместимости, их тоже можно разделить на 2 подгруппы: автобус особо малого класса и ТС малого класса. Первые в длину не могут превышать 5 метров при количестве пассажиров не более 10 человек (имеются в виду сидячие места). Длина второй группы машин, то есть малых, колеблется в пределах 6-8 метров. В салоне у них 20 сидячих мест при максимально допустимом общем количестве пассажиров в 40 человек. Ярким примером автобусов малого класса является ПАЗ — одна из наиболее известных моделей.

Средний К автобусам среднего класса относят, например, ЛиАЗ-4292, разработанный специально для обслуживания городских и пригородных маршрутов. Это полунизкопольная машина с колесной базой 4х2. Длина автобуса составляет 10,4 м, ширина равна 2,49 м при высоте 3,22 м. Количество сидячих мест — 30, общее число мест — 60.

Большой Автобусы достигают в длину 12 метров и вмещают до 90 человек. Количество сидячих мест варьируется в пределах 30-40 в зависимости от марки и модели. Сиденья в таких машинах мягкие, базируются они на прочном каркасе и легко регулируются, позволяя менять угол наклона. В качестве освещения использованы лампы с мягким рассеянным светом, предусмотрены индивидуальные точки освещения. Подобные транспортные средства созданы для транспортировки людей на большие расстояния — от 500 км и более.

Стоя не проедешь

— По правилам ГИБДД в междугородных автобусах, оборудованных ремнями безопасности, нельзя перевозить пассажиров без предоставления мест. Именно поэтому водители не имеют права везти пассажиров стоя. Прежде всего — это вопрос безопасности пассажиров автобуса, который едет по трассе с высокой скоростью, — объясняет Ирина Косвинцева, пресс-секретарь краевого Минтранса. — Ранее, когда на линии работали прежние перевозчики, т.е. до перехода маршрутов на новую модель работы, они эти правила нарушали. Отметим, что теперь все новые автобусы оборудованы системой видеонаблюдения. Такие нарушения сразу фиксируются, и перевозчик получает штраф. То есть водители, когда отказывают пассажиру в проезде стоя, действуют правильно, опираясь на существующие правила перевозок пассажиров по междугороднему маршруту.

Билет на детей с рождения

Детям билет брать нужно, причём с рождения, заявляют в Минтрансе. Приобрести билет можно со скидкой 50% на двух детей до 12 лет. Если у вас трое детей, то билет на третьего ребёнка нужно будет приобретать уже за полную стоимость.

Текст: Михаил Вотинов. Фото: Константин Седегов, Анна Яркова