Кондуктор городского автобуса ждёт суда по протоколу Роспотребнадзора. Женщина рискует получить штраф – от 15 до 40 тыс. рублей – за то, что не обработала салон автобуса на одной из конечных остановок. Проверяющие – проверяют. Им отчитываться надо. Перевозчики от проверок устали.

— Мы подъехали на конечную остановку в Кирзавод, народ вышел, двое зашли — мы стали отъезжать и тут в автобус зашли двое мужчин, показали удостоверение, что они с Роспотребнадзора, и говорят, мол, почему не обрабатываете? — вспоминает смену 15 февраля светловолосая женщина-кондуктор Катерина Савина (данные изменены по просьбе женщины). — На что мы им ответили, что у нас этим рейсом нет времени, рейс у нас такой, минута в минуту. И к тому же мы сейчас только обработали на Мирном.

Кондуктор вспоминает, как один из мужчин, несмотря на график обработки, а по графику она выполнила всё, как надо, стал составлять на неё протокол. Второй мужчина снимал всё это на видео.

— Я ещё раз сказала, что нам некогда. Нам надо ехать, потому что сейчас придёт уже другой автобус, — продолжает женщина-кондуктор. — Мы уехали, до Мирного, где я обработала всё, как полагается, поручни, сиденья. Мы приехали на Кирзавод, эти двое мужчин снова подошли к нам. Мужчина спросил, буду ли я подписывать протокол. Я ответила, что я не согласна, я предоставила ему инструкцию по применению дезинфицирующего средства «ДезХлорантин».

Катерина подчёркивает, что действие дезинфицирующего средства, которое они используют для обработки, длится 60 минут. Так написано в инструкции, а после обработки необходимо 10-15 минут для проветривания. Которое они проводить не могут, потому что в таком случае отстанут от графика.

По данным «ПН», подобная ситуация в феврале произошла и с другим кондуктором. В её случае составили два протокола, и она ожидает два судебных заседания.

Проверяющие Как проводится проверка городских автобусов, рассказывает специалист-эксперт Коми-Пермяцкого территориального отдела управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Борис Канюков, который выходил на рейд.

— Мы выезжаем на конечную остановку, на конечной остановке кондуктора должны проводить обработку поверхностей контактных – это поручни, пассажирские сиденья протирать. Проверяем. Если не протирают ничего, мы составляем протокол осмотра, потом вызываем за составлением протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП. На каждой конечной должно это быть. У нас есть соответствующее указание. И, если не провели протирание поверхностей, то это и есть состав правонарушения. Если предприниматель обеспечил средствами для дезинфекции, масками, то на кондуктора составляем. Если нет этих вещей, то на предпринимателей составляем. Штраф на гражданина 15 тысяч и выше. Мы выезжаем еженедельно, потому что мы отчитываемся.

15 тысяч рублей – это больше месячной зарплаты кондуктора. По закону, если штраф выписан на должностное лицо, ему его и платить. Поможет ли работодатель в этом случае работнику — личное дело работодателя.

Перевозчики — Я комментировать ничего не хочу, для чего нужна эта статья и что она изменит? – говорит по телефону работодатель кондуктора, которой грозит штраф. — Мы с этим уже два года живём и ничего тут не сделаешь.

На вопрос, кто будет платить в случае присуждения штрафа, предприниматель говорит:

— Это вас вообще не касается! Это наше личное дело! Кто виноват, тот и заплатит! Я разве виновата или должна следить, чтоб маски у пассажиров были и салон протирали?

Автобусы предпринимателя Андрея Курелёнка ездят по маршруту «Кудымкар – Поносова – Ваганова – Кудымкар». На остановке в деревне Ваганова его также проверяли сотрудники Роспотребнадзора по поводу санобработки салона. Но до составления протокола и штрафа не дошло.

— У меня штрафов ещё не было, мы как-то успеваем всегда всё прибрать, обработать, — рассказывает Андрей Курелёнок. — Чтобы провести санобработку, в салоне не должно быть пассажиров. А когда рейс «Кудымкар – Поносова – Ваганова» – там конечная остановка только автовокзал в Кудымкаре, когда все из автобуса выходят. Я и сказал, чтоб проверяли там, где конечная остановка.

На вопрос, если бы кондуктору присудили штраф, кому бы пришлось его платить, Андрей Курелёнок отвечает:

— Конечно мне. Что там у кондуктора-то? Зарплата минимальная.

Один из кудымкарских перевозчиков на условиях анонимности говорит, что проверок — круговорот:

— У нас по кругу проверки идут, операция «Автобус» называются. Сегодня вышли с проверкой гаишники и все автобусы подряд шерстят, завтра транспортная инспекция, потом идёт Роспотребнадзор и на следующий день администрация города. И так по кругу, по раза два в месяц. Когда уже это всё закончится? Кругом одни проверки и всем лишь бы что-то написать. На кондукторов всё повесили, и маски эти, и обработку. Казус был, когда кондуктор ребёнка высадила, боясь на штраф нарваться, все возмущались, как так. Взрослые пьяные, бывает, заходят, попробуй их заставь маску надеть.

Юрист — В таком случае нужно только судиться. Больше никак, — говорит юрист Леонид Рассада. — Кондукторы должны доказать, что они протирают. Должны привести свидетелей. Надо защищаться и обращаться за юридическими услугами, доказывать.

При подготовке статьи стало известно, что 2 марта суд вернул протокол на кондуктора должностному лицу, которое его составило, по той причине, что он был составлен с исправлениями. Штраф женщине не дадут, чему она очень рада.

Кого ещё В прошлом году мы писали о том, что за спущенную маску сотрудника салона и за отсутствие дезинфицирующего средства по 100 тысяч рублей штрафов получили салоны связи «Мегафон» и «Связной» в Кудымкаре. Проверку тогда проводил отдел муниципального контроля администрации города Кудымкара. В этом году нарушения сотрудники Роспортебнадзора нашли в магазинах «Классный колбасный», «Утёнок» и двух продовольственных магазинах «Продукты» в нижней части города. Основные нарушения: приспущенная маска и отсутствие перчаток у продавцов, нет инструкции для дезинфицирующего средства или самого средства.

Текст и фото: Анна Яркова