Эйрбас-320 авиакомпании Аэрофлот в аэропорту Большое Савино. Фото: Константин Седегов, ПН

Евросоюз принял беспрецедентные санкции против российской авиаотрасли, которые на практике лишают российские авиакомпании возможности использовать европейские самолёты. 

У нас отнимут половину самолётов? Новые поставки, а также техобслуживание и страхование всех европейских самолётов запрещены, а уже сданные в лизинг самолёты по старым контрактам должны быть возвращены лизингодателю в течение месяца.

Это значит, что без техобслуживания и страховки европейские Эйрбасы просто не могут летать.

По последним данным агентства Cirium, в лизинге у международных компаний находится более половины (55%) всего российского авиационного флота. Авиакомпании РФ эксплуатируют 980 пассажирских лайнеров, 777 из них — в лизинге. У иностранных собственников перевозчики арендуют 515 самолетов рыночной стоимостью в 10 млрд долларов.

Лизинг — вид финансовых услуг, форма кредитования для приобретения основных средств предприятиями и других товаров физическими и юридическими лицами. Лизингодатель обязуется приобрести в собственность определённое лизингополучателем имущество у указанного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное пользование, с правом выкупа и без него.

Вероятность, что США вслед за ЕС не примут аналогичные меры, невысока, предполагает Фёдор Борисов, эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. В таком случае решение ЕС дало бы слишком большое преимущество Боингу. «Полагаю, к сожалению, что США займут солидарные позиции»,— заключает он.

Начинаем терять самолёты Первым стал Бионг 777-300ER авиакомпании «Северный Ветер», который выполнял грузовой рейс из Хабаровска в Мехико. Из-за аннулирования страховки 27 февраля борт больше не может летать и будет возвращён лизингодателю.

Вторым стал Boeing 737-800 авиакомпании «Победа». Он прилетел из Минеральных Вод в Стамбул 27 февраля и был остановлен по требованию лизингодателя, ирландской компании Avolon.

Третий борт – это Эйрбас A321 «Аэрофлота», приземлившийся вчера в Женеве. Обратно он вылететь не смог из-за закрытия неба для российских авиакомпаний европейскими странами. По состоянию сегодня, 1 марта, самолёт всё ещё находится в Женеве. Принадлежит он, кстати, российской Государственной транспортно-лизинговой корпорации.

А как насчёт отечественных самолётов? Два проекта российских гражданских самолетов, МС-21 и Суперджет экстренно ситуацию спасти не могут. Доля иностранных комплектующих в них высока. Иностранные детали выбирали из-за необходимости быстрой сертификации самолёта в соответствии с международными нормами. МС-21 проходит процедуры испытаний и сертификации, а Суперджеты ждут новых отечественных движков. Только к 2025 году в РФ можно будет ожидать «сколько-нибудь существенных» поставок МС-21 и Суперджетов.

Небо закрыли Небо над большой частью Европы для российских авиакомпаний теперь закрыто по инициативе Евросоюза. Ответные меры не заставили себя ждать. Но наши компании и так никуда не полетят, опасаясь физической конфискации самолётов.

Небо над югом России тоже закрыто почти полностью, из-за военной операции в Украине. Росавиация продлевает запрет на полёты в 11 аэропортов центральной части и юга России до 8 марта, говорится в сообщении ведомства.

— Режим временного ограничения полётов в российские аэропорты юга и центральной части России продлен до 8 марта 2022 года 3:45 часов по московскому времени, — сообщило ведомство.

Полёты, таким образом, по-прежнему, ограничены в следующие аэропорты: Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь, Элиста. Остальные аэропорты России, включая международные, работают в штатном режиме, отмечает Росавиация.