Сразу после нового года россияне столкнулись с резким повышением цен на многие продукты питания. Больше всего подорожали овощи. Почему выросли цены и каковы прогнозы?

Предприниматель в сфере производства, торговли и общественного питания Алексей Петров говорит, что оптовые и розничные торговые сети много лет не поднимают свои наценки. Так же, как и производители продуктов. Всё зависит от поставщиков. С начала года цены выросли «на всё»: сахар, крупы, масло растительное, мясо, макароны.

— Макароны самые дорогие были 26 рублей, сегодня уже 38! Овощи космические стали. Картофель мы сколько лет по 7 рублей за килограмм всегда брали, сейчас он 35 рублей стоит, — говорит Алексей Петров.

Владелец овощных павильонов в Кудымкаре Заур Гусейнов цены на овощи и фрукты также называет космическими. В следующем году будет 10 лет, как он занимается этим бизнесом, и за всё это время с таким резким подорожанием овощей и фруктов он столкнулся впервые.

— Цена играла, ну где-то чуть дороже, чуть поднимут, но чтобы так резко на 30-40% всё выросло, такого не было, — переживает он. — Капуста на оптовой базе стоит 60 рублей — это выше крыши!

Заур рассказывает, что берёт продукцию всегда на оптовой базе в Перми — в Заостровке. Все фрукты, за исключением яблок, идут из-за границы. Овощи в это время года, кроме огурцов, тоже все импортные. Цены повысились на основном овощном российском рынке в Москве — «Фуд Сити». Почему? Неизвестно.

— Я сам вообще не понимаю, что происходит, — говорит Заур Гусейнов. — Доллар вроде стоит. В Перми спрашиваю, они сами не знают. И на «Фуд Сити» тоже никто не скажет, почему так.

Депрессивная отрасль Фермер Валерий Нечаев больше 10 лет занимается овощеводством. Начинал с выращивания огурцов, сейчас садит и картофель, и капусту, и другие овощи. Как поставщик овощей, он объясняет рост цен удорожанием себестоимости продукции. В прошлом году параллельно с увеличением курса доллара и мировых цен выросли цены на солярку, технику, удобрения. Это первая причина. Вторая – погодные условия. Жаркое, засушливое лето в прошлом году снизило урожайность. Есть и третья причина — отказ заниматься фермерством, сокращение посевных площадей.

— Сельское хозяйство — самая депрессивная отрасль, — объясняет Валерий Нечаев. — 30% фермеров весной прошлого года просто не отсеялись. Невыгодно. У поставщиков узнавал, которые поставкой семян занимаются, у них продажи на треть в прошлом году упали, люди не хотят забесплатно работать.

Как решают производители Чтобы повышение цен не так сильно бросалось в глаза и не отпугивало покупателей, производители продуктов в России стали чаще уменьшать размер упаковки при сохранении прежней цены товара, сообщает «Коммерсантъ», ссылаясь на слова источника в одной из розничных сетей. Например, вес плитки шоколада «Россия» сократился с 85 до 82 грамм, питьевые йогурты «Активиа» стали меньше на 10 грамм, а пиво Heineken продают в банке объёмом 0,43 литра. «Макфа» выпустила макароны в упаковке 400 грамм вместо привычных 450 грамм. Источник добавил, что у некоторых компаний вес пачек печенья снизился со 126 до 112 грамм, сливочного масла — со 180 до 150 грамм, сметаны — с 315 до 300 грамм. В Heineken сообщили, что уменьшили размер банок пива вынужденно, чтобы сохранить ценовую доступность продукта в условиях роста издержек и ограниченности покупательской способности россиян. В Nestle, Mars, Danone, PepsiCo и «Макфе» не комментировали уменьшение размера упаковки.

Как решают власти Госдуме предложили подготовить законопроект, который ограничит предельные торговые наценки на социально значимые продукты, следует из проекта рекомендаций, подготовленного к парламентским слушаниям о госрегулировании ценообразования на продовольственном рынке. Правительству и профильным ведомствам также рекомендовано проработать вопрос перевода торговых сетей на долгосрочные контракты с сельхозпроизводителями на поставку овощей по фиксированной цене, а также разработать правила, по которым производители продуктов смогут указывать на упаковке отпускную цену, сообщает «Интерфакс».

«Но вы держитесь» Цены будут расти и дальше. Первый замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут на парламентских слушаниях в Госдуме в среду, 16 февраля, заявила, что Минсельхоз выделил четыре товарные позиции, которые могут подорожать в этом году: молоко и молочная продукция, хлеб, овощи и сахар, сообщает ТАСС.

— В прошлом году у нас была регулируемая цена на сахар — 36 рублей за килограмм у производителей, 46 — в рознице, поэтому сейчас фактически у нас год к году будет большой рост, он уже виден, порядка 30 процентов составляет рост у производителей, — подчеркнула Лут.

По данным Минсельхоза, сейчас стоимость сахара у производителей составляет 47 рублей за килограмм.

По итогам 2021 года официально годовая инфляция в России составила 8,4%, продовольственная инфляция — 10,25%, напоминает «Комерсантъ». Банк России ожидает, что в 2022 году цены вырастут на 5,0–6,0%. С начала января 2022 года рост составил 1,29%.

Текст Яна Яновская