Отремонтированная проводка не спасла дом, в котором жила Екатерина Верхоланцева, от пожара. Нового жилья ей пришлось ждать более полугода. Фото предоставлено Екатериной Верхоланцевой

7 декабря 2020 года у жительницы села Юрла Екатерины Верхоланцевой сгорела квартира, которая принадлежала муниципалитету. Администрация предложила Екатерине временное жильё, которое оказалось аварийным. Из-за этого женщина полгода «воевала» с местной администрацией за получение достойного жилья. И победила.

Сгоревшая двухэтажка по улице Герцена, 16 в Юрле была признана аварийной, её должны были расселить в 2023 году. Как оказалось, причиной пожара стала неисправная проводка в квартире Екатерины.

— Я жила в этой квартире шесть лет. Проводку меняла несколько лет назад. В этот день свет отключали шесть раз, возможно, из-за этого где-то и замкнуло. В полшестого утра я пошла в туалет, оставила в квартире свет. Как вернулась и открыла дверь — дым на меня! — вспоминает тот день Екатерина.

Власти, юристы, огласка Манёвренное жильё в Юрле, в котором могли бы временно жить люди, потерявшие жильё из-за чрезвычайных обстоятельств, тоже оказалось аварийным. Квартира, которую временно предложили Екатерине, по её словам, была в ужасном состоянии: оконные рамы на грани падения, входная дверь закрывалась только после удара по ней ногой. В конце 2020 года ей и ещё трём погорельцам предложили жить в этом доме, но все отказались. Из-за безысходности Екатерина на время решила снять квартиру в соседнем подъезде своего же дома. За месяц она отдавала две тысячи рублей и доплачивала за коммунальные услуги.

— Юристы мне сказали, что администрация должна либо предоставить жильё, либо платить за его съём. Но тогда ни того, ни другого мне предложено не было. С тех пор я в администрацию ходила как на работу: два дня была у них, и два дня работала у себя в магазине. Изначально там мне сказали, что деньги нашлись. Мол, ищи дом или квартиру. Я нашла три варианта, но затем мне сказали, что денег нет. Спустя время меня пригласили юристы с администрации, чтобы расторгнуть договор на маневренное жильё. Я категорически отказалась подписывать что-либо, пока у меня не будут ключи от новой квартиры, — говорит Екатерина.

После Екатерина обращалась в районную прокуратуру и к пермским юристам. Последние пригласили её к себе на консультацию, но денег на поездку у женщины не было. Аренда квартиры у Екатерины заканчивалась 1 июня 2021 года. Был вариант поселиться на время у дочери, которая живёт со своей семьёй в доме напротив, но Екатерина пошла на принцип, чтобы не идти на поводу администрации. Поэтому на полном серьёзе она была намерена уйти жить в администрацию Юрлинского округа.

— Я не знала, что делать, успокоительные лекарства мне уже никак не помогали. В администрации, наверное, думали, что я ненормальная. Но они сами меня вынуждали идти на такие меры. Они не предложили мне ни новую квартиру, ни достойное манёвренное жильё. Первого июня я заявилась к ним на порог и сказала, что буду жить теперь здесь. Мне терять было нечего.
Последним выходом из ситуации стало обращение Екатерины за помощью в нашу газету. «ПН» писала о ситуации в №23 от 9 июня 2021 года, под заголовком «Пойду жить в администрацию». После огласки истории в СМИ ситуация стала проясняться.

Вопрос решился Заместитель главы администрации Юрлинского округа по общественной безопасности и работе с территориями и тёзка пострадавшей Екатерина Верхоланцева говорит, что администрация сделала всё возможное, чтобы погорельцы в наикратчайшие сроки получили новое жильё. По её словам, бюджет на 2021 год был сформирован ещё в прошлом году, поэтому денег на экстренное решение ситуации не было. В итоге подготовить документы получилось только к концу июня. Именно тогда Екатерина заселилась в съёмную однушку площадью 33 квадратных метра, которая является собственностью администрации. Прописаться здесь ей удалось в ноябре 2021 года, а в скором будущем она будет оформлять жилплощадь на своё имя.

— При заселении в квартиру я сразу же сделала ремонт, так как она была в состоянии ниже среднего, — говорит Екатерина. — Сегодня квартира замечательная, здесь тепло и уютно, туалет и вода в доме. Отапливаю жильё дровами. Весной ещё должен решиться вопрос по земельному участку для огородничества.

Сегодня Екатерина живёт в своей квартире с двумя кошками, а на улице её покой охраняет собака. Все эти животные год назад во время пожара разбежались и выжили. Теперь они помогают создавать домашний уют и теплоту своей хозяйке, которая потратила уйму времени и нервов на получение этой квартиры.

Михаил Вотинов