Фото: Константин Седегов, "ПН"

В 2021 году власти Прикамья провели региональную транспортную реформу: для рейсов, курсирующих между городами, заданы определённые стандарты. На аукционах разыграли контрактов на 14 млрд рублей. В Коми округе в период с 28 декабря 2021 по 1 марта 2022 года изменения будут сразу на тридцати маршрутах. Это Кудымкар, Кудымкарский округ и некоторые межмуниципальные окружные рейсы. Кто будет перевозчиком, какие будут автобусы и как изменится плата — в материале Михаила Вотинова

В течение года подведомственное краевому Минтрансу ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» (ОПППК) размещало на портале госзакупок открытые конкурсы в электронной форме. Маршруты края было распределены по 40 лотам, в каждом из которых от одного до десяти направлений. Сумма начальных максимальных цен контрактов по всему Пермскому краю превысила 14 миллиардов рублей. Заявки участников электронных конкурсов рассматривали в двух частях: помимо ценового предложения в рамках аукциона также оценивали и квалификацию участников — наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих транспортной компании, а также её опыт работы и деловую репутацию. Были определены транспортные компании, которым предстоит обслуживать выигранные ими направления в течение ближайших пяти лет. Обеспечивать работу своих маршрутов перевозчики должны без привлечения к работе субподрядчиков — это требование прописано в госконтрактах.

Требования Среди предъявляемых требований — возраст подвижного состава (как правило, на старте перевозок — не старше одного года, но есть и исключения), эко-класс автобусов (в основном, Евро-5), а также комплектация транспорта (кондиционеры, стационарные валидаторы, навигационный контроль, видеонаблюдение, электронные маршрутоуказатели и т. д.) и тип подвижного состава (класс транспортного средства, пассажировместимость и низкопольность). Все автобусы должны быть оформлены в едином стиле аналогично тому, как выглядит общественный транспорт в Перми.

Кто повезёт Среди победителей аукционов – москвичи, пермяки и кудымкарцы. Компания «Автомания» зарегистрирована в Москве, её владелец и руководитель — Вероника Ромашова. Уставной капитал организации — 50 тысяч рублей. В декабре 2020 года был зарегистрирован филиал «Автомания-Пермь», который и будет перевозить пассажиров в Кудымкаре и Кудымкарском округе. Для выполнения всех обязательств компании потребуется 35 автобусов большого класса, 10 автобусов среднего класса и 24 микроавтобуса. В случае отсутствия штрафных санкций перевозчик получит 1,872 млрд рублей — такова сумма всех заключённых госконтрактов.

Другие перевозчики – ООО «АААвто» и ООО «МС-Транс» из Перми. Обе эти компании принадлежат пермскому предпринимателю Александру Антипову. За работу на межмуниципальных маршрутах он получит 2,931 млрд рублей. Почти все направления, которые предстоит обслуживать перевозчику, связывают территории региона с краевой столицей. Среди них есть маршруты и из Коми-Пермяцкого округа.

Из местных на линии остаётся ООО «Байрам» (д. Степанова, Кудымкарский округ). Это единственная компания, которая располагается в Кудымкарском округе и продолжит перевозки пассажиров. Большинство перевозчиков, обслуживающие сегодня межмуниципальные маршруты по нерегулируемым тарифам, на новые аукционы не заявились. Владеет и руководит компанией «Байрам» Татьяна Гроо, которая также является учредителем и директором ООО «Пассажирские перевозки», имуществом которого ранее стали автобусы ликвидированного ОАО «Кудымкарское ПАТП».

Транспортной компании из Кудымкарского округа достался госконтракт по начальной максимальной цене за 18,9 миллиона рублей. Привлекая для работы лишь один автобус среднего класса, перевозчику предстоит обслуживать с 28 декабря 2021 года два направления: Кудымкар-Поносова и Кудымкар-Ваганова.

— Кроме того, мы будем обслуживать и те маршруты, которые мы обслуживаем прямо сейчас, — говорит Татьяна Гроо. — Это рейсы до Кувы, Велвы-Базы и Мелюхино. Туда будут ездить те же Пазики, что и раньше. Дело в том, что контракты по этим маршрутам заключены до 2025 года и новый конкурс по этим маршрутам ещё не проводился.

Ещё один местный перевозчик, получивший лоты по новым правилам — ООО «Автокомфорт» из Кудымкара. Директор Ольга Найданова и учредитель Игорь Вилесов, по данным из открытых источников, никак не связаны с другими транспортными компаниями. По данным портала Фотобас, в автопарке кудымкарского предприятия семь автобусов ПАЗ и один микроавтобус. В 2021 году компания «Автокомфорт» получила несколько муниципальных контрактов на обслуживание автобусных маршрутов в Юрлинском и Юсьвинском округах. По новой системе перевозчику достался лот с двумя маршрутами из Кудымкара — по начальной максимальной цене в 16,4 миллиона рублей. Для перевозки пассажиров потребуется один автобус среднего класса, который в разное время будет работать по двум маршрутам: Кудымкар-Гурина-Молова и Кудымкар-Гурина.

Цены на проезд Новые контракты гарантируют пассажиру возможность безналичной оплаты. Стоимость проезда по новым условиям будет утверждать Министерство транспорта Пермского края. Здесь заявили, что тарифы на короткие маршруты до 45 км уже утверждены. Это будет единый тариф 3,1 рубля за 1 км пути. На длинных маршрутах тарифы будут установлены позднее. Здесь цена билета на каждом из направлений будет зависеть от километража каждой конкретной поездки, а также класса подвижного состава. В пресс-службе Минтранса также сообщили, что удорожание проезда для пассажиров при переходе на брутто-контрактную модель не планируется. Что касается льгот, на пригородных маршрутах останется бесплатный проезд для детей до семи лет. На междугородних маршрутах такой льготы нет, но два ребёнка до 12 лет смогут проехать с родителями за половину стоимости взрослого билета. Также на всех маршрутах продолжат действовать региональные льготы для пенсионеров, у которых оформлены соответствующие транспортные карты.

Расписание Расписание всех новых автобусных маршрутов до конца декабря будет опубликовано на официальном сайте ГКУ «ОПППК», в разделе «Для пассажиров». Старые же маршруты, которых нет в списке, останутся без изменений. То есть их будут обслуживать те же перевозчики по старому расписанию.

Кто, куда и когда начнёт возить по-новому

«Автомания» (Москва)

● №131 Кудымкар — Визяй и 480 Кудымкар — Дёмина (с 28 декабря 2021 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — малый)

● №324, 325 и 326 из Кудымкара до Чинагорта, Мосино и Нижней Волпы соответственно (все — с 28 декабря 2021 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — малый)

● №186 Кудымкар — Ошиб (с 21 февраля 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — средний)

● №221 Кудымкар — Сергеево, через Кузьву (с 28 декабря 2021 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — средний)

● №224 Кудымкар — Москвина (с 22 июля 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — малый)

● №371 Кудымкар — Верх-Иньва (с 21 февраля 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — малый)

● №113 Кудымкар — Карбас (с 28 декабря 2021 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — средний)

● №227 Кудымкар — Самково (с 31 января 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — малый)

● №231 Кудымкар — Баранчиново (с 1 марта 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — малый)

● №414 Кудымкар — Самково — Весёлый Мыс (с 31 января 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — малый)

● №415 Кудымкар — Самково — Буждом (с 31 января 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — малый)

● №607 Кудымкар — Чугайнов Хутор (с 1 января 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — средний)

● №367 и 542 из Кудымкара до Пятина и Крохалёво (с 1 февраля 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — малый)

● №480 Кудымкар — Дёмино (с 28 декабря 2021 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — малый)

● №233 Тарова — Спортивная (с 24 марта 2022 года по 31 мая 2027 года)

● №518 Кекур — Интернат (с 31 января 2022 года по 31 мая 2027 года)

● №523 Пешнигорт — Кирзавод (с 24 марта 2022 года по 31 мая 2027 года)

● №525 Заболотная — Кирзавод — Ёгва (с 28 декабря 2021 года по 31 мая 2027 года)

ООО «АААвто» и ООО «МС-Транс» (Пермь)

● №602 Усть-Чёрная — Кудымкар (с 1 марта 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — средний)

● №670 Кудымкар — Пермь (с 1 апреля 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — большой)

● №609 Пермь — Пожва (с 1 марта 2022 года)

● №679 Пермь — Майкор (с 1 марта 2022 года)

● №708 Пермь — Кама (с 21 февраля 2022 года)

● №713 Пермь — Юсьва (с 1 марта 2022 года)

● №736 Пермь — Коса (с 10 февраля 2022 года)

● №746 Кочёво — Пермь (с 21 февраля 2022 года)

● №782 Пермь — Гайны (с 21 февраля 2022 года)

ООО «Байрам» (д. Степанова, Кудымкарский округ)

● №226 Кудымкар — Поносова (с 28 декабря 2021 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — средний)

● №368 Кудымкар — Ваганова (с 28 декабря 2021 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — средний)

ООО «Автокомфорт» (Кудымкар)

● №541 Кудымкар — Гурина — Молова (с 31 января 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — малый)

● №544 Кудымкар — Гурина (с 31 января 2022 года по 31 мая 2027 года, класс автобуса — малый)