7 декабря прошлого года у жительницы села Юрла Екатерины Верхоланцевой сгорела квартира, которая принадлежала муниципалитету. Администрация предложила Екатерине временное жильё, которое оказалось аварийным. Отказавшись в предоставленном жилье, женщина ушла жить на съёмную квартиру, но из-за мизерной зарплаты продавца возможности платить за жилище больше нет. Администрация уже полгода обещает женщине жильё, но всё безрезультатно. В ситуации разбирался наш корреспондент Михаил Вотинов.

Пожарные ехали сорок минут. Сгоревшая двухэтажка по улице Герцена была признана аварийной и должна был быть расселена в 2023 году. 7 декабря сгорела двухкомнатная квартира Екатерины, жившей на первом этаже и квартира выше, в которой жила бабушка. Пострадавших не было. В соседних квартирах было задымление, запах дыма в них ощущается до сих пор. Причиной пожара стала неисправная проводка в квартире Екатерины.

Фото предоставлено Екатериной Верхоланцевой

— Я жила в этой квартире шесть лет. Проводку меняла несколько лет назад. В этот день свет отключали шесть раз, возможно, из-за этого где-то и замкнуло. В полшестого утра я пошла в туалет, оставила свет в квартире. Возвращаясь вижу — в комнате не горит свет. Подумала, что муж стал светом пугать. Как открыла дверь — дым на меня! Сразу вызвала пожарных, а они приехали только через 40 минут! Скорая и то приехала раньше, мы с ними бегали вокруг горящего дома и не знали что делать. Как оказалось, пожарные машины были не на месте. А в Интернете они потом отчитались, что были на месте пожара через 10 минут после вызова! После сотрудники администрации упрашивали меня, чтобы я не говорила, через какое время приехали пожарные машины. Но моё терпение лопнуло! Я сказала администрации, что расскажу про этот беспредел и про то, как они игнорируют проблему и бездействуют. А они мне ответили: «Иди хоть к Путину!».

Тамара Попова живёт в этом же доме, но в другом подъезде. У неё пострадал только балкон, который она потушила сама водой ковшом и вёдрами. Слова Екатерины Тамара подтверждает:

— Полиция и скорая была на месте уже без пятнадцати шесть. Пожарных не было. Катя мне позвонила и говорит: «Тамара, у меня квартира говорит, выводи отца!». Я бегу к ней, говорю, почему пожарным не звонишь? А она отвечает, что уже несколько раз им звонила. Если бы они приехали вовремя, то даже бы одна комната Кати не сгорела.

Татьяна Чащина информацию о приезде пожарных также подтверждает. Живёт она со своей дочкой Полиной через стенку от сгоревшей квартиры. Девочке шесть лет и у неё ДЦП. Утром, когда произошёл пожар, их разбудила Екатерина.

— У нас была самая тёплая квартира в доме. После пожара мы стали топить печку по несколько раз на дню, но всё равно мёрзли. В морозы был один плюс — не было запаха дыма. Сейчас он сильно чувствуется, особенно когда пасмурно. Но я боюсь другого. Дом был обшит стекловатой и ветер её разносит по всей округе. Я опасаюсь, что она попадёт в дыхательные пути Полины. Я недавно случайно задела стекловату, потом рука несколько дней чесалась от боли. Для безопасности дочери приходится каждый день Полину держать дальше от дома.

В главном управлении МЧС России по Пермскому краю информацию про позднее прибытие пожарных автомобилей по телефону комментировать отказались, попросив направить им официальный запрос.

Маневренное жильё было аварийным. Маневренное жильё в Юрле, в котором могли бы временно проживать люди, потерявшие жилье из-за чрезвычайных обстоятельств, тоже оказалось аварийным. Квартира, которую временно предложили Екатерине, была в ужасном состоянии: оконные рамы на грани падения, входная дверь закрывается только после удара по ней ногой.

— Это была такая же двухэтажка как и у нас. Но только хуже. А она, оказывается, тоже когда-то горела. В этом доме предложили жить мне и ещё троим погорельцам. Мы все отказались.

Из-за безысходности Екатерина на время решила снять квартиру в соседнем подъезде своего же дома. За месяц она отдавала две тысячи рублей и доплачивала за коммунальные услуги.

— Юристы мне сказали, что администрация должна либо предоставить жильё, либо платить за его съём. Но ни того, ни другого мне предложено не было. С тех пор я в администрацию я ходила как на работу: два дня была у них, и два дня работала у себя в магазине. Они меня водили за нос. Изначально сказали, что деньги нашлись из дорожного комитета. Мол, ищи дом или квартиру. Я нашла три варианта, но затем мне сказали, что денег нет. Спустя время меня пригласили юристы с администрации, чтобы расторгнуть договор на маневренное жильё. Я категорически отказалась подписывать что-либо пока у меня не будут ключи от новой квартиры.

После Екатерина обращалась в районную прокуратуру и к пермским юристам. Последние пригласили её к себе на консультацию, но денег на поездку у женщины нет. Аренда квартиры у Екатерины заканчивается сегодня, 1 июня, и она не знает, что делать дальше. Жить, по её словам, больше негде. Есть вариант поселиться на время у дочери, которая живёт о своей семьёй в доме напротив, но Екатерина идёт на принцип, чтобы не идти на поводу администрации. На полном серьёзе она намерена жить в администрации Юрлинского округа.

— Валерьянка мне уже не помогает. Я не знаю, что делать. В администрации, наверное, думают, что я ненормальная. Но они сами меня вынуждают идти на такие меры. Они не предложили мне ни новую квартиру, ни достойное маневренное жильё. 1 июня заявлюсь к ним на порог и буду там жить. Мне терять нечего.

Вопрос решится к июлю. Заместитель главы администрации Юрлинского округа по общественной безопасности и работе с территориями и тёзка пострадавшей Екатерина Верхоланцева говорит, что администрация сделала всё возможное, чтобы погорельцы в наикратчайшие сроки получили новое жильё. По её словам, бюджет на 2021 год был сформирован ещё в прошлом году, поэтому денег на экстренное решение ситуации не было.

— Когда к нам в район приезжал Дмитрий Махонин, глава округа Татьяна Михайловна рассказала ему о проблеме и что её надо решить как можно быстрее. Мы подготовили все соответствующие документы и направили в Пермь. В пятницу, 28 мая, с Перми нам пришло письмо, что наша заявка на переселение жильцов дома по Герцена, 16 одобрена. До 25 июня будет подписано соответствующее постановление, а до 1 июля мы подпишем соглашение о выделении денежных средств с Пермского края. После этого деньги для покупки нового жилья поступят на счёт администрации. Но это всё крайние сроки, возможно, всё будет и раньше.

Весной прокуратура Юрлинского округа проверила, как администрация округа выполняет требования жилищного законодательства. Как показала проверка, муниципалитет не принял меры по созданию на территории округа маневренного фонда. Прокурор внёс представление главе администрации, но нарушения добровольно устранены не были. После этого надзорный орган подал иск в суд о признании незаконным бездействия администрации. Суд постановил обязать администрацию на территории Юрлинского округа до 1 октября 2021 года создать маневренный жилой фонд.

— К сожалению, тот маневренный фонд, который был у нас на экстренные случаи, тоже числится в аварийном состоянии. Сейчас этот дом мы тоже будем расселять, — говорит замглавы Екатерина Верхоланцева.

В настоящее время администрация Юрлинского округа участвует в программе по переселению, в соответствии с которой 75 % бюджета составляет краевые денежные средства и 25% местные. В бюджет Юрлинского муниципального округа необходимая сумма уже заложена. Остальное финансирование ждут от краевых властей.

Парма-Новости будет следить за развитием событий