Фото из личного архива Славы Яркова

Кудымкарский пенсионер добивается возбуждения уголовного дела в отношении судьи в отставке. Он утверждает, что ещё зимой прошлого года бывший судья, якобы, сломал ему нос и рёбра, однако следователи в возбуждении уголовного дела отказывают. В ситуации разбиралась наш корреспондент Яна Яновская.

«Пошло по нарастающей». Неприязненные отношения между пенсионером Славой Ярковым и бывшим судьей Николаем Чижовым возникли ещё в 2004 году, когда мама Николая стала жить в трёхквартирном доме, где одну из квартир всю жизнь занимает Слава.

— Стали меня притеснять, они грамотные, а я что? — спокойно, без ноток раздражения и возмущения говорит Слава, всю жизнь проработавший водителем. — Стали с требованиями ко мне — воду просить. У меня скважина своя личная, насос, на свои деньги всё я делал. Говорю, давайте о цене договоримся, почему я должен бесплатно вам давать? С этого всё и пошло по нарастающей.

Причины для бытовых ссор, где в одном доме несколько владельцев и общая домовая территория, находились постоянно: не скошенная трава, отказ выкопать канаву, в результате чего в подвал заходит вода, запрещённая во дворе дома помывка машины, слив канализации, шум и топот по вечерам.

— Причины повседневные, пришли в дом со своим уставом, мои предложения и замечания не признают, над моими претензиями только смеются, — рассказывает живущий в этом доме всю жизнь пенсионер.

«Кровь из носа, как из ведра, хлещет». Из материалов дела: «У Яркова С. А. имелись перелом спинки носа, ушибленная рана на спинке носа, кровоподтёки на веках обоих глаз, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, перелом 9-го ребра слева по задней подмышечной линии без смещения, причинённые, судя по характеру, от воздействия какими-то тупыми предметами, возможно, руками, ногами постороннего лица».

Фото из личного архива Славы Яркова

Слава рассказывает, что 13 февраля 2020 года он шёл домой из магазина с пакетами, а Николай Чижов таскал в ограду дрова.

— В садике по улице выше нас прорвало теплотрассу, снег уже подтаял, всё к нам бежало, — рассказывает Слава. — Он (Николай Чижов, – прим. автора) говорит, почему канализацию сливаешь? Я спокойно стал говорить, давай поднимемся, люк откроем, посмотрим. У меня уже итак давление на нервной почве. Я уже стал заходить, в правой руке пакеты, левой дверь открываю, сказал ему: «Коля, отец твой войну начал, ты продолжаешь». Он в ответ: «Не трогай моих родителей!».

Слово за слово — завязался конфликт. Далее, как рассказывает Слава, бывший судья, якобы, ударил его в нос, а когда пенсионер упал, то ещё и пинал и вроде как обещал закопать, уничтожить.

— Я сознание на мгновенье потерял, когда брякнулся, — рассказывает пострадавший, — Глаза открыл, вижу, что у него глаза дикие, держит меня, говорит: «Тебе ещё надо?». Я сказать в ответ ничего не могу, кровь из носа, как из ведра, хлещет.

«А тут всё то же самое слово в слово переписывают». Слава поднялся и собрал в пакет разлетевшиеся вещи и продукты, Николай помог — сунул в пакет булку хлеба. Оставив пакеты в сенях, Слава собрался в полицию писать заявление.

— Увидел, что я в гараж пошёл, он за мной. Говорит: «Ты, Слава, никуда не езжай, давай это дело уладим, я тебе заплачу». Я говорю: «Коля, нет. Сейчас я тебя прощу, завтра также может меня убьёшь». Показал ему фигу и уехал, — вспоминает пенсионер.

В полиции заявление зарегистрировали, взяли показания, в больнице зафиксировали побои. Поскольку Николай Чижов — судья в отставке, дело передали в Следственный комитет Пермского края, где следователь вынес отказ в возбуждении уголовного дела.

— Я четыре раза жалобы в прокуратуру писал, дело возвращают, а следственный комитет это дело закрывает, — говорит Слава. — С Перми сюда материалы отправляют, чтобы снова разобрались, дело до конца довели, а тут всё тоже самое слово в слово переписывают и закрывают.

Как следует из материалов дела, Николай Чижов объясняет инцидент по-другому: когда возник конфликт по поводу слива канализации, Слава повёл себя агрессивно, начал размахивать руками и нанёс Чижову удар в лицо. Бывший судья, пытаясь успокоить пенсионера, схватил его за куртку, и они вместе упали. И именно при падении Слава и травмировался: получил перелом носа (Николай утверждает, что при совместном падении ударил его головой в нос) и рёбер и сотрясение мозга.

Пообщаться с Николаем Чижовым лично не удалось: мужской голос ответил в домофон, что дома его нет, на мобильные звонки судья в отставке не ответил.

«Трудно поверить». — Это спецсубъект, с ним тяжело бороться, — говорит Слава. — Все его показания лживые. Он всё хитро придумал, все мелочи красиво описал. Моим показаниям не верят. Он в хоккей играет, спортсмен, на 20 лет меня моложе, я полезу с ним драться? Я хочу, чтобы он ответил по закону, чтобы дело возбудили.

Слава говорит, что неоднократно обращал внимание следователя, что мать Николая Чижова, которая подтверждает версию сына как свидетель, вообще не могла видеть из окна второго этажа, что происходит на улице: во-первых, это место возле стены дома из окна не просматривается, во-вторых, окна в тот день были подмёрзшие.

Николай Чижов. Фото: Константин Седегов, “ПН”

Бывший оперативный работник силовых ведомств (имя в газете он просит не указывать, его данные в редакции есть), что в данном случае следствие должно было проверить обоих участников дела на полиграфе: характер повреждений есть, лицо, нанёсшее травмы, установлено, контакт был.

— Если полиграф не использовали, то почему? — задаёт вопрос бывший опер. — Если Чижов отказался от полиграфа — это тоже о чём-то говорит, можно делать выводы.

Бывший председатель Кудымкарского городского суда Пётр Хромцов оценивает бывшего судью-коллегу Николая Чижова только с положительной стороны: спокойный, лишнее слово не скажет, нагрузка высокая, работал нормально, каких-то жалоб не поступало, спортом постоянно занимался, трудно поверить, что кого-то он мог избить.