В среду, 7 октября около 19:30 12-летняя Оля* возвращалась домой. В районе магазина Меркурий к ней начал приставать пьяный мужчина. Со слов мамы девочки, сначала он стал брать из рук ребёнка пакеты со второй обувью и спортивной формой. Предлагал помощь, говорил, «что, я не мужик что ли», навязывал своё знакомство, представился Андрюшей.

— Она сначала так испугалась, что даже голос пропал у нее, — рассказывает мама Оли. — Шёпотом ему говорила, чтобы он отстал. Он всё равно с ней шёл. Хватал под ручку, за талию, за шнурки на куртке. Хотел её куда-то влево, в сторону магазина Екатерина, где стройка, от дорожки оттащить. Она говорит, «подумала, что он, наверное, сейчас меня изнасилует и убьёт». Собрала все силы и уже тогда закричала, он перестал её хватать, но всё равно шёл следом. Где-то в районе верхнего рынка дочка побежала на остановку, а он ушёл куда-то в сторону. Куда именно, девочка уже не видела.

Дома Оля сразу рассказала обо всём маме. Мама позвонила в дежурную часть. Приехавшие оперативники сразу показали фото «Андрюши», Оля в нём узнала пристававшего к ней пьяного мужика.

— Он не только к нашей дочке приставал, другие случаи ещё были, — рассказывает мама Оли. — Дебош в каком-то магазине устроил. В этот день из разговоров оперативников я поняла, что несколько групп по нему работали. Приятельница моя тоже мне рассказывала, что он к ней приставал, но заявление она не писала.

Пил, ревновал и бил На следующий день с мамой Оли связалась бывшая жена 33-летнего ранее судимого за изнасилование несовершеннолетней Андрея Вилесова Екатерина. Катя рассказывала, что пьяный Андрей себя не контролирует и «запросто мог довести до конца задуманное, если ему не помешать».

28-летний Андрей и 17-летняя Катя познакомились в мае 2016 года. Тогда девушка ещё не знала, что буквально несколько месяцев назад Андрей освободился из тюрьмы, где отбывал срок за изнасилование 14-летней девочки.

— Мне об этом его крёстная рассказала, — вспоминает Екатерина Вилесова. — Когда я спросила про это, он разозлился, он не хотел об этом говорить. А где-то в январе-феврале 2017 года он друзей собрал на пьянку. Сказал, что отмечает год, как освободился.

Когда Катя забеременела, Вилесовы официально зарегистрировали свои отношения. Жить молодые стали в Юрино, с родителями Андрея. Счастливым этот брак не назовешь. Катя говорит, что Андрей часто выпивал, ревновал её и бил.

— Он пьёт. Сильно пьёт. До такой степени, что крыша едет, а утром идёт на работу, похмелья у него нет, — вспоминает своё замужество Катя. — Как выпьет, избивает. Ревнует, что я гуляю, потому что работаю допоздна.

Но в полицию Катя не обращалась. Андрей был хорошим отцом их маленькой дочке, которой сейчас два года. Относился по-доброму, очень любил, заботился. Катя спокойно оставляла ребёнка с папой. Катя вспоминает, как в один из вечеров она вернулась домой в час ночи – работала тогда официанткой. Пьяный муж оставил включённым телефон, где Катя увидела открытую страницу приложения «Друг вокруг» социальной сети ВКонтакте.

— Там была переписка, и в анкете данные «Ж, 15 лет». Я поняла, что это 15-летняя девочка, говорю ему, ты что творишь! Тебе 30 лет, это же девочка! Он мне ответил: «Мы просто общаемся».

Устав от пьянок и побоев, Катя собрала вещи, забрала ребёнка и уехала. По её заявлению их брак официально расторгнут, она сама живёт за пределами Пермского края и намеревается лишить Андрея родительских прав.

— Мне кажется, он больной, — опасается Катя. — Мне страшно за дочь. Он преследует, угрожает. Звонит каждый день. Говорит, что пойдёт в опеку, чтобы забрать ребёнка к себе, потому что у меня нет официальной прописки.

«Мне страшно жить» В этот же день, 7 октября, около половины седьмого вечера «Андрюша» приставал к продавцу цветов в здании бывшего магазина Меркурий. Сейчас 20-летняя Нина* уволилась с работы — женщина боится, что в любой момент мужчина может вернуться в магазин и причинить вред её жизни и здоровью.

— Он зашёл пьяный, глаза дикие, стал говорить: «Ты мне нравишься», я тогда цветы чистила, — рассказывает Нина. — Закрыл окно. Я говорю: «Что вы делаете?». Он в ответ: «Молчи, чтобы никто не слышал». Я стала кричать, он за волосы схватил, закрывал мне рот, говорил, чтобы я молчала, а то убьёт меня, головой о стену ударил, душил. У него куртка кожаная, он навалился, лицо мне курткой закрыл, я уже минуту, наверное, не дышала. Потом он сам остановился, видимо, пожалел меня. Я выбежала к девочкам, которые рядом работают, он вышел на улицу и ушёл. Полицию вызвала начальница, он вазу разбил в магазине. Бардак устроил. Куртку мне порвал, пока всё это было, я же его отталкивала.

По словам Нины, весь инцидент длился около получаса — за это время её крики никто не слышал, не заходили в магазин и другие покупатели. Приехавшие оперативники взяли с Нины показания. Заявление по факту попытки изнасилования и убийства она не писала:
— Мне сказали, что всё равно его не посадят, преступления не было, он свои действия до конца не довел, — говорит Нина. — Мне страшно жить.

Вину надо доказать Андрея Вилесова задержали в административном порядке:

— В тот вечер было два заявления с разрывом в полчаса, — рассказывает руководитель СУ СК Кудымкарского межрайонного следственного отдела Татьяна Вековшинина. — Он был задержан в административном порядке. Ранее судим за разные преступления. В данном случае оснований для возбуждения уголовного дела нет.

Несмотря на то, что мужчина был ранее судим за педофилию, квалифицировать его действия как попытку изнасилования нельзя. Юрист и бывший оперативник уголовного розыска Леонид Рассада объясняет, что с точки зрения закона, в случае с 12-летней девочкой объективно нет состава уголовного преступления, поскольку нет фактов, подтверждающих умысел изнасилования, и цель не доведена до конца. Что касается происшествия в магазине, то тут усматриваются признаки покушения на убийство.

— В ходе следственных действий они должны быть либо подтверждены, либо опровергнуты, — говорит Леонид Рассада. — Если его вина будет доказана, пострадавшие могут обратиться в суд с иском о взыскании компенсации.

Мама Оли решения по поводу обращения в суд ещё не приняла. Сама девочка, со слов мамы, долго не могла отойти от случившегося. И ей всё ещё «в каждом прохожем Андрюша мерещится».

Яна Яновская, Анна Яркова

*Имена пострадавшей девочки, её мамы, продавца цветов изменены по просьбе женщин. В редакции есть данные и контакты пострадавших.

Редакция газеты будет следить за дальнейшим развитием событий.