Пенсионерка Анна Никитина каждый день продает на рынке овощи со своего огорода и собственноручно связанные половики, носки и варежки. Торгует она дольше своих возрастных коллег-продавцов. Выручка бывает разной («коммерческая тайна»), учёт строгий («все цифры с продаж я записываю в блокнотик»). За 30 лет торговли на рынке, она сумела купить себе квартиру. Как так получилось, в материале Михаила Вотинова.

Рабочий день. Торговать Анна Никитина начала, как вышла на пенсию. Это было тяжёлое время. Девяностые годы. Зарплаты бюджетникам и пенсии пожилым государство платило с задержками в несколько месяцев, надо было как-то не только выживать самой, но и помочь встать на ноги детям.

— Спасала только торговля, — с улыбкой вспоминает она те непростые годы. Анна Павловна живет на Восточке. Работать на рынок ходит всегда пешком. Это как зарядка. Непроданный за день товар не уносит, а оставляет по договорённости в павильоне, заплатив за место хранения 25 рублей в сутки. Её рабочий день начинается в девять утра, заканчивается в пять-шесть вечера. Несмотря на свободный график и возможность совсем не выходить на работу, выходных себе пенсионерка практически не устраивает. Разве что в сильный мороз или дождь предпочтёт остаться дома.

— Она торгует здесь чаще всех, потому что ей 18! — шутит соседка по торговле.

— Да врёт она! Мне 48! Только считать надо наоборот, — подхватывает бабушка. — Здесь я самая старшая. Была здесь ещё одна бабушка, сейчас ей 95. Она уже не торгует, но сюда к нам в гости приходит. Мы все ходим сюда, потому что всем нам это нравится. Для нас общение друг с другом и с людьми — это как лекарство. К тому же мы все здесь двигаемся. Не зря же говорят, движение — это жизнь!

За время торговли все продавцы на рынке сдружились. Обращаются друг к другу по имени-отчеству. Споров и недовольств нет. Как нет и привилегий: кто раньше встал и пришёл, выбирает любое место. А остальные — где уж придется. Бывает, от рынка до пешеходного перехода иногда стоят. Обычно это в ягодный сезон.

— Раньше торговала и ягодами, но последние лет пять в лес ходить стало уже тяжело. Иногда ягоды собирают племянники, тогда я их продаю. Половину выручки отдаю детям. Я ведь только продавец. Все цифры с продаж я записываю в блокнотик. Но вам я его не покажу, это коммерческая тайна! — смеётся Анна Павловна.

Овощи и носочки, которые продаёт Анна Никитина. Фото: Михаил Вотинов, специально для ПН

Расчёт только наличными. Выручка за день бывает разная. От ста рублей и выше. Бывает, что вообще никто ничего не купит. За все эти годы Анна Павловна понемногу откладывала деньги на покупку жилья. И вот три года назад отважилась, взяла ипотеку и купила себе квартиру. Сейчас заработок уходит на погашение взятого кредита.

— Оплату принимаю только наличными. Переводом можно рассчитаться с молодыми торговцами. А я в современных технологиях совсем не разбираюсь, — ничуть не смущается бабушка. — Всё, что мы здесь продаём, свежее и со своего огорода. Сама я за огородом не ухаживаю, за всем следят дети. А вязание — моё ремесло. Вяжу половики, носки, варежки.

Иногда на рынок приходят люди из администрации, ругаются, говорят, что здесь торговать нельзя. Но бабушки всё равно торгуют, ведь практически для них всех это единственный источник дохода. Многие продавцы — приезжие деревенские люди. И это не только бабушки, но и молодые девушки и мужчины.

— Если бы не торговля, то жить было бы не на что, — признаются торговцы нехитрой домашней снеди.