Про себя Василий Хозяшев говорит, что родился в лаптях, в глухой деревне, так и до сих пор плетёт. А про супругу свою рассказывает, что она умеет делать всё. Кроме лаптей. Фото: Валентина Коньшина, "ПН"

В дом Хозяшевых заходишь как в музей. Пара без дела не сидит. Василий Хозяшев всю жизнь плетёт лапти, а его жена, 83-летняя Екатерина Сергеевна, шьёт и вяжет всё, что вздумается.

Супруги Хозяшевы даже в своём преклонном возрасте до сих пор рукодельничают. И сколько лет таких, прожитых вместе, Василий Филимонович говорит, что не счесть. А в браке Хозяшевы уже бриллиантовую свадьбу встретили, прожили вместе 63 года.

Лапти хозяин дома Василий Филимонович плетёт до сих пор. Заказывают лапти и детские сады, и разные коллективы, и просто люди. О том, как научился плести лапти, он вспоминает:
– Так я родился в лаптях, в глухой деревне. В 52 году надо было в армию ехать, а в лаптях ведь не поедешь, а я был уже кузнецом. Дедушка мой был кузнецом и научил меня. Ну вот у дедушки и научился, он каждую неделю ездил в леспромхоз на заработки кузнецом. Я стал проситься у председателя колхоза, чтобы меня тоже взяли на работу. Я мог всё делать в кузнечном деле. Почему я туда просился, да чтобы на сапоги заработать, чтоб в армию в лаптях не ехать. И заработал я там на сапоги и на валенки. Отслужил четыре года в армии в Сибири.

Фото: Валентина Коньшина, “ПН”

А лапти Василий Филимонович начал плести ещё до армии.
– Отца на войну забрали, и не вернулся он, мы с мамой научились делать сами лапти. Как говорил дедушка, что меня учить не надо, я всё понял сам. Вроде лапти плести пустяки, а вот сейчас ума-то не стало. Начал путаться в плетении лаптей порой. Не могу уже точно работать с лаптями. Сейчас уже и не получаются такие лапти, какие раньше плел. Садики просят много лаптей, а кто столько сделает, ведь чем меньше лапоть, тем сложнее его делать, – рассказывает Василий Хозяшев.

На одну пару лаптей у Василия Филимоновича уходит пара дней.
Раньше Екатерина Хозяшева работала на стройках СМУ-1. 35 лет она проработала в строительстве, на разных работах, и штукатуром, и маляром, и в колерной. А Василий Филимонович работал термистом в РМЗ.

Фото: Валентина Коньшина, “ПН”

Про свою жену Василий Филимонович говорит, что таких людей мало, что она всё умеет делать. Кроме лаптей. А если бы и лапти научил плести, то плела бы лапти лучше мужа. Вязать она может всё что угодно. Из старых вещей Екатерина Хозяшева вяжет круглые красивые ковры. А из собачьей шерсти сама прядёт нитки и вяжет родным и близким тёплые шерстяные носочки. А из старых полиэтиленовых пакетов вяжет крючком ковры, которые раздаёт в качестве подарка.
– Она же не знает себе покоя, что-нибудь да делает. Ну вот как ей не надоедает?! – говорит про супругу Василий Филимонович.

Валентина Коньшина