Фото: В. Яновский

«В нас пропал дух авантюризма. Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам», – сокрушался Ипполит в новогодней истории про иронию судьбы. В Кудымкаре теперь есть человек, который может залезть в окно к любимой женщине профессионально. Но в основном сбрасывает снег и красит стены.

– Алло, Владимир, здравствуйте, вы можете сейчас говорить? – задаёт корреспондент обычный вопрос.
– Да, могу, – спокойно отвечает он. Оказывается, в это время он стоит на крыше, со страховкой, работает. Он вообще спокойный и скромный, чувствуется – надёжный. Ему 45, а он забирается на крыши и стены зданий. Выбрал это сознательно, не в 20, когда хочется всплесков адреналина. Владимир Мусатаев – единственный в Кудымкаре профессиональный альпинист, который работает здесь же, в городе. Раньше шабашил, крыши делал. К высоте привык. И три года назад решил выучиться на промышленного альпиниста. Обучение в Перми заняло три недели.
– Эта ниша свободная была, да и друзья в Краснокамске и в Перми тоже несколько лет на тот момент занимались промышленным альпинизмом, – рассказывает Владимир. – В городе у нас тоже есть альпинисты, но они, как правило, уезжают в другие города на заработки. Я решил, что здесь и буду этим заниматься.

Как стать. Стать промальпом, в общем, оказывается, несложно. При наличии времени и денег можно пройти профильные курсы, на которых обучат базовой технике перемещения по верёвкам, основам техники безопасности при работе на высоте и познакомят с основным снаряжением. Несколько недель, и вот вы – промышленный альпинист с удостоверением.
Каждый год кудымкарский альпинист заключает контракты с Коммунальным предприятием, так как в штате нет подобных специалистов. Есть техника — вышка, но она не везде подъедет.
– Это промышленный альпинизм, я же не только крыши чищу от снега, но и другие высотные работы выполняю. Швы на панельках заделываю, крашу, мою окна, – уточняет Владимир.
По первой профессии он газоэлектросварщик, после школы закончил кудымкарское 48 училище.

Женщины и дети. Нынче Владимир удивил детей – спустился с крыши в костюме Деда Мороза и вот так и вручил подарки – через окно. К женщинам в окна, правда, пока не лазил. Даже к жене Эльвире. Потому что живут они на первом этаже. А детей для такого сюрприза специально к бабушке отправил, она на втором живёт. Так и висел в окне, пока они – 5-летняя дочка Мария и маленькая племянница Саша – ему стихи читали.

Сдельно. – Оплачивают в зависимости от того, сколько я работаю, – рассказывает альпинист про доходы. – В прошлом году было много снега, и хорошо поработал, а нынче снега меньше, но опять сосулек много. Зима-то она всё равно зима. А вот осенью тоже ЖКХ нанимают трубы починить, летом я беру что-то по строительству крыш.

Не страшно. К высоте Владимир относится спокойно, иначе вряд ли бы взялся за такое дело, как промышленный альпинизм. Да и прошлый опыт работ на крышах помогает. Плюс специальные навыки.
– Не страшно, – спокойно говорит он. – Сначала я себя привязываю специальным оборудованием. Есть страховка.

Валентина Коньшина