Как кудымкарский водитель усовершенствовал КамАЗ

0
470
Фото предоставлено родственниами

Через месяц Владимиру Бушуеву исполнится 74 года. Он родился в Рождество и, может, поэтому всю жизнь что-то рождает, создает, выдумывает. А, может, и не поэтому, а потому что рос в деревне в крестьянской семье, и надо было себя чем-то развлекать.

– Я ведь до 10 лет нянькой был, – рассказывает Владимир Гаврилович. – У меня были младшие сестра и брат. И вот что я выдумал, чтобы нескучно было. Была у нас ручная тачка на одном колесе. Я их туда посажу, в спицу в колесе железяку поставлю, и – тр-тр-тр – качу.

Когда Владимир Бушуев вырос, катать грузы продолжил. Но уже более тяжёлые. После армии он устроился на работу водителем самосвала в грузовое автотранспортное предприятие в Кудымкаре. Ну и, конечно же, выдумывать пришлось и там.

Однажды, к примеру, он понял, что запасное колесо у самосвала находится в очень неудобном месте – внутри кузова или сверху на козырьке. Попробуй-ка его – почти двухсоткилограммовое – оттуда без посторонней помощи достать. Для этого, по словам Владимира Гавриловича, нужно было груз из кузова разгружать или вываливать.

– И я сообразил…, – интригует изобретатель. Он решил закрепить колесо на то же место, но только с другой стороны кузова, снаружи, то есть. Для этого закрепил на стенке ролики, поставил трос, намотал его на валик, который взял со старого кузова, а к валику прицепил ручку.

– И вот крутишь ручку, а колесо поднимается. Не знаю, почему конструктора до этого не додумались, – пожимает плечами таровский мужик.

За смекалку руководство гаража, где работал Владимир Бушуев, уплатило ему 20 рублей. Много ли это? Если пропустить через горло, как сравнивает изобретатель, то хватило бы на пять бутылок. А вот механик из гаража, который сфотографировал изобретение Владимира Гавриловича и, присвоив идею себе, отправил в управление в Пермь, получил 700 рублей. А сколько получило управление, которое отправило идею на завод, неизвестно. Но Владимир Бушуев не обижается. Давно махнул рукой. Были у него и другие идеи. Тоже по КамАЗовской технике. За одну из них он даже получил 180 рублей.

А еще, как вспоминает бывший водитель, к нему в Кудымкар приезжали начальники управления из Перми и предлагали стать инженером-конструктором. Вот только для этого нужно было идти учиться. Без «грамотежки», по словам Владимира Гаврилович, в ученые не берут:

– И я был бы рад… Но видите что. У меня тогда другое желание появилось. Желание жениться. А как женились, пошли дети. Всё! Уже учиться некогда. Потом начал строить себе дом. А потом уже и пенсия наступила, – оправдывается мужчина.

Несмотря на пенсионный возраст, Владимир Бушуев продолжает конструировать и сейчас. За два года собрал себе трактор, чтобы огород пахать и картошку садить. Хотел еще окучник к нему смастерить, но пока не получилось. Владимир Гаврилович не расстраивается:

– Придумаю еще, – обещает он.