Ежедневно в течение 23 лет две пенсионерки из Кочево утром и вечером ходят купаться. Круглый год. Зимой, в мороз, говорят, вода подо льдом даже теплее, чем сейчас, осенью. Женщины признаются, что холодная вода молодит и бодрит их тела и души.

62-летняя Валентина Андриановна Петрова и 68-летняя Валентина Васильевна Чугайнова считают, что для пенсионеров они ведут активный образ жизни. И купаться в прорубь зимой они ходят даже в -40 и более. Утренние и вечерние купания круглый год дают женщинам бодрость и заряд на целый день. Кроме круглогодичного плавания, зимой Валентины ходят на лыжах, а также в спортзал на аэробику.

– Сейчас вода-то холодная, мы ведь делаем это не ради рекорда, а, во-первых, для себя. Сейчас ведь тоже и позвоночник уже побаливает, – рассказывает Валентина Чугайнова, – зимой под толстым слоем льда вода гораздо теплее, чем сейчас.

Фото: Владимир Яновский, “ПН”.

– Люди не купаются, болеют, – говорит Валентина Петрова. – Мы купаемся, этим же болеем. Разницы-то никакой нет. Ну простудными заболеваниями, естественно, меньше болеем.

ЗОЖ и Порфирий Иванов.

Купаются две Валентины в местной речке Сеполь более 23 лет. Все началось с того, как Валентина Чугайнова в 1989 году выписала газету ЗОЖ, где вычитала про метод Порфирия Иванова. Сначала женщины плавали босиком – но зимой на льду сколько, а летом на дне бывают стекла. Не раз после купания на ногах появлялись порезы. Поэтому сейчас пенсионерки надевают резиновые шлепки.

Холодная вода тело разогревает. Рядом с местом, где женщины плавают, есть небольшой водопад от моста. Они, объясняют, встают под этот импровизированный водопад и как-будто гидромассаж получают. Искупавшись, накидывают на голову полотенце и быстро одеваются.

– У нас доходило до 11 человек в Кочево, кто ходили купались, а потом все кто разъехались, кто просто перестал моржевать, и остались мы вдвоем моржевать, – рассказывают женщины.

Фото: Владимир Яновский, “ПН”.

– Те, кто бросили с нами купаться, они из больницы не вылазят. Но я, например, постоянно лежала в больнице и с женскими воспалениями, а потом мне просто надоело лечиться, и у меня уже дети подросли, – рассказывает свою историю Валентина Чугайнова. – И я начала постепенно закаляться. В 1994 году мне сделали операцию, потом я с сыном в Анапу ездила. Мне назначили там прохладный бассейн. Сказали, греться мне нельзя, ни теплые ванны, ни грязи нельзя. Я вот после этого начала в холодной воде купаться. После встретились с ней (показывает на Валентину Петрову) в 1995 году.

На лед с топором.

Зимой женщины всегда делают большую прорубь, где можно плавать. Специально на санках везут топоры, лопаты, метелки, чтобы подготовить место для купания.

Исключения делают лишь в те дни, когда льет сильный дождь и вода в речке грязная.

Ни отитов, ни ангин.

Валентина Чугайнова говорит, что если с утра не искупались они в реке, то уже телу не по себе. Кажется, что липкий пот сплошняком покрывает:

– Как искупаешься, такая свежесть!

Фото: Владимир Яновский, “ПН”.

– Вроде так и хочется, организму уже чего-то не хватает, это такое состояние, – добавляет Валентина Петрова.

До закаливания и моржевания женщин мучили и отиты, и ангины. Сейчас, по их словам, температура раз в десять лет поднимается:

– После, как стали купаться, этим больше не страдаем, – делится Валентина Чугайнова, – бывает только иногда насморк, а так, чтобы сильно разболеться, это бывает очень редко.