Ивана Ратегова власти называют активным жителем района, хвалят. В этом году, например, он внёс крупную сумму денег на проект по самообложению. Ещё он держит на свободном выпасе табун лошадей. И иногда их убивает – там, где застанет – в соседних деревнях. Кто-то из местных его боится, а кто-то – шокирован жестокостью.

Третьего ноября Валентина Ткаченко рассказала в ВК, что в её родной деревне Акилово Кочёвского района в начале августа появилась молодая красивая рыжая лошадь. Местные подумали – отбилась от табуна. Жители деревни выносили ей воду вёдрами или баками и ставили у своих дворов. Лошадь к людям не подходила, боялась.

Фото: Елена Истомина

– Она дикая совсем, молодая, её никто ничему не обучал. Мы ставим воду, корм, кладём хлеб ей на землю и уходим, а она потом подходит, ест и пьёт, – рассказывает одна из местных жительниц, имя просит не указывать – боится. – Оказывается, наша деревня не первая, где она обитает. Водители видели её, как она обитала в закрытых деревнях, они тут, рядом с нашей деревней, там уже никто не живёт.

На улице уже был снег и первые морозы, лошади негде было укрыться, и никто из жителей не мог её взять на передержку. Валентине было очень жалко лошадь, она просила в своём посте, чтобы хозяин нашёлся и забрал бедное животное.

Женщина рассказывает, что после публикации поста её телефон начал разрываться от звонков и сообщений, под самим постом появились комментарии, и судя по ним, хозяин уже давно знал, где обитает его лошадь, и даже озвучил местным жителям, когда и как её заберёт.

– Эти лошади табунного содержания, к человеку они не подойдут. Он (хозяин лошади) сказал, как похолодает, приедет и застрелит. Увезёт мясом, – сказано в одном из комментариев.

Фото: Елена Истомина

На следующий день Валентина опубликовала второй пост. Лошадь убили. Хозяин приехал ранним утром, с ним было ещё трое мужчин, они долго гонялись за лошадью, но смогли загнать её в один из огородов. Там, по словам местных жителей, лошадь пристрелили. Хозяин потом ездил по деревне и искал мужиков, которые бы помогли её разделать.

Валентина очень жалеет лошадку, жалеет, что не успела её спасти, поговорить с хозяином, попросить не убивать её. Говорит, что ей писали люди, которые хотели купить у него лошадь. А позже она узнала, что это не первая лошадь, с которой хозяин так поступил. В 2023 году он так же застрелил лошадь в деревне Усть-Силайка, и, говорят, на замечание одного из местных жителей сказал, что у него таких лошадей полно, ещё в деревне Большая Коса пять лошадей так ходит, поедет и так же с ними поступит.

Откуда лошадь и чья Убитая лошадь – из деревни Ой-Пожум. Её хозяин – Иван Ратегов. Хозяин лошади или деревни – местные уже, кажется, и не различают.

Ой-Пожум – маленькая деревня, но очень красивая, со своим прудом, её ещё сравнивают с маленькой Швейцарией. Расположена в восьми километрах от районного центра, здесь живёт 26 человек в восьми хозяйствах, говорят в администрации Кочёвского района. Ой-Пожум примерно в 15 километрах от деревни Акилово. У хозяина лошади действительно есть табун лошадей, их голов 70-80, подтверждают местные власти. Лошадей, говорят чиновники, он содержит для себя, для красоты, не продаёт, так как он их очень любит. Основной род деятельности мужчины – лесозаготовки, у него открыто ИП. Он активный житель района, всегда помогает администрации, очень хвалят его за то, что он был инициатором проекта по самообложению в деревне Ой-Пожум, собрали очень хорошую сумму денег, проект прошёл, они сейчас ждут финансирование из бюджета Пермского края и будут благоустраивать берег пруда.

Фото: Елена Истомина

На месте Двое из трёх чиновников Кочёвского района, общаясь с «ПН» по телефону, советуют съездить в Ой-Пожум и посмотреть, как там всё хорошо и по-хозяйски устроено.

Подъезжаем к деревне, на въезде ворота, открыты, и прямо перед нами в ворота проходит мужчина, мы за ним, останавливаемся около него, чтоб спросить, где нам найти хозяина лошадей. Оказывается, это он и есть, Иван Иванович Ратегов. Он просит нас немного подождать, у него на выгуле собаки. Видим: хорошие охотничьи собаки, молодые. Хозяин их загоняет и мы выходим из машины.

Иван Иванович охотно нам показывает пруд, свой дом по одну сторону от пруда, по другую строит два дома для своих дочерей. Очень он беспокоится, что деревня вымирает, и хочет, чтоб его дочери с семьями переехали в деревню, говорит, даже этим летом участки с заброшенными домами нашли новых хозяев, и он надеется, что начнётся строительство новых домов.

– Мне 62 года, я своё уже пожил, а вот деревню жалко, всё вымирает. Последний магазин закрыли, до ближайшей автобусной остановки нужно пройти пешком полтора километра. Я пруд сам почистил, ни одной травинки теперь в нём нет, малька привёз разного, много, но прижился только карась. Вы летом приезжайте, сейчас уже не так видно наш пруд, а летом красиво, – говорит Иван Иванович. Ещё рассказывает, что в 2024 году их деревня выиграла проект по самообложению, он сам лично внёс своих средств 656 тысяч рублей. Показывает участок, где будет проходить благоустройство. Это участок на берегу пруда, как раз около дороги, и он будет граничить с одним из домов его дочерей. На участке сделают универсальную спортивную площадку и обустроят берег пруда, установят беседку и лавочки для отдыха.

Табун Конечно, просим показать лошадей. Тут уже Иван Иванович неохотно, но соглашается. В противоположном конце деревни – снова забор и снова ворота, вот там и живёт круглый год его табун, сейчас примерно лошадей 100, но сколько точно, он и не знает. Проходим в ворота, немного пройдя по полям, мы вдалеке видим лежащие тюки с сеном, и вот около этих тюков и стоят лошади. 100 голов там точно не было, на наш взгляд, было меньше, но Иван Иванович говорит, что все они тут, по разным местам разошлись.

На поле стоит серебристого цвета железный ангар, круглый год в этом ангаре живёт табун. Ворота ангара не закрываются, лошади сами заходят и выходят, когда им нужно. На поле – снег, и судя по отсутствию человеческих следов, к лошадям никто не приходил. Иван Иванович поясняет, что лошадей он кормит только сеном и они сами пьют воду из пруда, зимой деревенские мужики рубят им проруби, больше никакого ухода нет.

Действительно, по правую сторону от деревни на поле лежит много тюков с заготовленным сеном. Но всё же нас удивляет отсутствие дополнительных кормов.

«Режем…» Мы спрашиваем Ивана Ивановича, действительно ли в соседней деревне он убил лошадь. Он подтверждает, что ему приходится резать лошадей, так как они дикие и не объезженные, другого способа забрать их он не видит.

– Да, в 2022 резали кобылу в соседней деревне, в 2023 в Усть-Силайке резали, в этом году в деревне Акилово. Режем мы кобыл, которых прогнали жеребцы, – объясняет хозяин. – В табуне два основных жеребца, и вот если им чем-то не понравилась кобыла, они её прогоняют и больше не примут в табун. В год мы сокращаем поголовье табуна на 40-50 голов, убираем молодых жеребцов, так как в табуне всегда только два жеребца остаются. И вот таких кобыл, которых прогнали жеребцы.

По словам Ивана Ратегова, мясо пользуется спросом, поэтому он даже не пишет объявления, покупатели сами находятся.

Зачем Мы спрашиваем у Ивана Ивановича, для чего он содержит такой большой табун лошадей. Он объясняет, что поля вокруг деревни зарастают лесами, а лошади вытаптывают эти поля, тем самым лес не растёт. Да и заготовка сена каждый год для лошадей тоже не даёт зарастать полям.

Уезжаем К воротам в это время подъезжают лесовозы с прицепами. Пустые. Останавливаются у ворот. Иван Иванович встречает их, открывает ворота, они проезжают в деревню.

– Возможно, он и помогает общественности, но его поступки… – позже пишет нам в соцсети Валентина Ткаченко, имея в виду убийства лошадей в разных деревнях Кочёвского района.

Мнения Специалист конного клуба «Сергино» Евгения разъясняет тонкости содержания лошадей:

– Основной рацион лошади – это сено, но овёс должен быть в рационе обязательно. Лошадь действительно может пить холодную воду, главное, чтоб она была чистой, в достаточном количестве. Благодаря дополнительному подшёрстку, который у лошади вырастает к зиме, лошадь не мёрзнет зимой, но в очень сильные холода лошади должны содержаться в закрытых помещениях. Всё, конечно, зависит от хозяина, может быть, для него это норма, но лично мне очень жалко лошадок из деревни Ой-Пожум. Мне кажется, нужно обратиться в Роспотребнадзор, пусть они посмотрят и оценят условия содержания и способ забоя лошадей.

Адвокат Сергей Кудымов считает, что эта ситуация с лошадью – это как минимум жестокое обращение с животными, и хозяин лошади должен ответить за свои действия.

Адвокат Андрей Рачёв говорит, что, на его взгляд, это нарушение закона: человек не имеет права стрелять в лошадь, даже если он является её хозяином.

Фото: Елена Истомина

Текст и фото: Елена Истомина