В детсаду «Чебурашка» прошли антитеррористические учения. По сценарию в садик проник вооружённый преступник, роль которого играл дворник. Дети учились действовать по правилам и, похоже, в этот раз не боялись.
– Навыки формировать надо и у взрослых, и у детей, – говорит заведующая детским садом «Чебурашка» Вера Отинова. – Во время учений мы и сами обучаемся, проверяем готовность и способность обеспечить безопасность детей. И родителей мы обучаем. Сигнал тревоги может и вечером прозвучать, когда детей забирают, или утром, когда приводят. Сигнал тревоги ребёнок может услышать хоть где – и в магазине, и в автобусе, и во время концерта, поэтому, чтобы дети не пугались, а в голове у них чётко отложилось, как себя вести и не паниковать, и проводятся учения.
Предупреждают Учения антитеррористической направленности в МБДОУ «Детский сад № 11» во всех корпусах проходили с 10 по 13 сентября. О том, что будут проводиться учения, все были предупреждены заранее – и педагоги, и родители. В случае, если родитель переживает, что такие учения могут повредить психике ребёнка, у него есть полное право не приводить в этот день ребёнка в садик.
Сценарий По сценарию в садик проник вооружённый преступник, роль которого играл дворник. Он ходил внутри здания, стучал в двери, пытался зайти в группы, где есть дети. Задача воспитателей – обезопасить детей: забаррикадировать двери, отключить мобильные телефоны.
По плану Плановые учения по безопасности проводятся во всех учебных заведениях, начиная с детских садов. Для этого есть специальные методические рекомендации, утверждённые Министерством просвещения и разработанные совместно с ведомствами МЧС и ФСБ. В них чётко прописан весь алгоритм действий, как и что необходимо делать в случае ЧС. На каждый случай – эвакуация при пожаре, вооружённый преступник, обнаружение взрывного устройства, телефонное предупреждение о теракте – есть специальная памятка.
– С какого возраста и о какой безопасности можно говорить, всё это прописано и предусмотрено, – говорит Вера Отинова. – С детишками младших групп играли в прятки, сказав, что прячемся от злого дяди. Постарше детям уже объясняем, что есть опасность, зашёл преступник, возможно с оружием, поэтому надо сидеть тихо. Раньше бывало, что дети пугались, плакали, в этот раз никто из детей не ревел.
Реакция Судя по фотографиям, страха у детей действительно нет. Сидя на корточках за кроватями, они улыбаются. Как рассказывает мама 5-летней Ксюши, придя домой вечером, девочка без каких-то эмоций буднично рассказала, что к ним в садик приходили террористы, что они все прятались от них и закрыли двери.
Как часто По словам Веры Отиновой, в год проходит до восьми учебных тревог с разными сценариями. План руководство каждого образовательного учреждения составляет самостоятельно. Как правило, учения по эвакуации при пожаре или обнаружении подозрительного предмета стараются проводить весной-осенью, учитывая наши климатические условия.
– Дети должны понимать, что нет времени на одевание, что не надо пытаться собрать и вынести какие-то свои вещи, игрушки, например, любимые, – объясняет заведующая. – Важно в считанные минуты, в комнатной обуви и без верхней одежды покинуть помещение в случае опасности. О тёплых вещах беспокоятся взрослые.
Психолог. Елена Цветкова, заведующая Кочёвским филиалом ГБУПК «Центр психолого-педагогической и медицинской помощи»:
– Защита детей – глобальная задача как родителей, так и педагогов в школах и детских садах. Сегодня понятие «терроризм» прочно вошло в наш лексикон, и любому взрослому нужно знать не только, что самому делать в экстренной ситуации, но и как помочь детям, оказавшимся рядом.
Нет смысла нагружать детей избыточной информацией, опережая событие. Но если ребёнок узнал о терроризме, даже увидев это по телевизору, задаёт вопросы, стал косвенно выражать тревогу (ухудшение сна, тематические рисунки и др.), поговорить об этом нужно. И, конечно, в каждом возрасте говорить надо на понятном ребёнку языке.
Какие меры профилактики можно использовать в работе с дошкольниками? В первую очередь, стоит начать с объяснения основных правил поведения. Детям надо рассказать, что делать с найденными в помещении или на улице бесхозными пакетами и игрушками. Объяснить, что нельзя дёргать за найденные на улице проволоку или шнуры, а к просьбам покинуть здание нужно относиться серьёзно и обязательно выполнять их.
Чтобы подать информацию для детей доступно и не напугать их, важно использовать игровые и интерактивные методы обучения, учитывать возраст и особенности детей.
Например, можно провести беседы и занятия в группах с воспитанниками на темы: «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми», «Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми», «Один дома», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?», «Беседы с детьми на развитие навыков общения», «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице».
Также можно и нужно организовать практические занятия по эвакуации.
Ну и конечно, все меры безопасности непременно должны соблюдаться взрослыми, ведь только личный пример родителей поможет сформировать необходимые навыки безопасности у ребёнка.
Яна Яновская