Пенсионерка Лилия Ключик из посёлка Усть-Чёрная очень любит цветы, выращивает самые разные. Теперь цветоводство грозит ей штрафом или даже тюрьмой. Небольшую часть вырванных в её огороде маков экспертиза признала наркосодержащими.
Лилии Бертольдовне Ключик 67 лет. Всё лето она живёт одна в своём родном родительском доме в посёлке Усть-Чёрная, а в зимнее время в Иркутской области – там же живёт её дочь. В Усть-Чёрной родных у пенсионерки уже нет, есть лишь «семь могилок, за которыми ухаживаю». Живёт Лилия Бертольдовна спокойной, размеренной деревенской жизнью – садит огород, ходит по грибы-ягоды, делает заготовки. С немногими соседями не то, чтоб как-то ссориться, даже и общается не часто. Весь её приусадебный участок с весны и до поздней осени благоухает цветами. В палисаднике – нарциссы, пионы, лилии, флоксы, вьюны, гвоздика. Рядом с домом – георгины, гладиолусы, лаватера, золотой шар, разбитое сердце, ирис, мак декоративный.
Мак видно – Где мак растёт, его с дороги видно, – рассказывает Лилия Ключик. – Три года уже, как я маки тоже сажу. Семена выписывала с маркетплейса. Дочь себе там махровые петуньи выписывала, я пионовидные маки увидела, попросила, чтоб она мне их выписала. Декоративные цветы, я даже никаких мыслей не допускала, что это могут быть наркосодержащие растения.
15 августа в рамках оперативного мероприятия «Мак» к Лилии Ключик наведался участковый. Весь мак, 1439 цветков был вырван и отправлен на экспертизу. 153 растения были признаны наркосодержащими.
– Как и каким образом в семенах декоративного мака могли наркотики оказаться, даже не представляю, – недоумевает пенсионерка. – У меня много маков разных, по цвету, по соцветиям. Грядку эту с дороги хорошо видно. Бывает же, что наркоманы рвут специально, я этом случае, если б кто-то покушался, ещё бы подумала, но тут никто не трогал. Три года цвели, участковый ни разу не подходил, ни одного предупреждения никакого не сделал.
Участковый Про местного участкового люди в посёлке отзываются положительно, называя «добрым», «нормальным». На вопрос, может, были с участковым какие-то конфликты ранее, Лилия Бертольдовна отвечает, что и не знает его толком, и никаких отношений с ним не было.
Лилия Ключик написала в прокуратуру Гайн жалобу – тщетно. Прокуратура возбуждение уголовного дела посчитала законным. После окончания следствия пенсионерку ждёт суд.
Наказание За незаконное культивирование в крупном размере (крупным считается более 10 штук – прим. авт.) растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, ей грозит штраф до 300 тыс рублей. Также судья может вынести решение о взыскании штрафа в размере дохода за два года или даже о лишении свободы сроком до двух лет.
– Я себя виноватой абсолютно не считаю, зачем я буду адвоката нанимать, деньги платить за свою невиновность? – убеждена Лилия Ключик. – Дознаватель приходил, спрашивал, для чего мне мак. Может, говорит, булочки с маком печёте? А я никак его и никуда не использовала и не использую. И булочки не пеку, и не ем. Цветы красивые, декоративные – и всё. Никаких целей вообще не было.
Яков Ионцев, юрист, Москва. О ситуации с женщиной, описанной журналистом:
«Понятно, что вряд ли эта женщина возделывала мак как наркотическое сырьё, потому что большая часть кустов ничего наркотического не содержала. Тем не менее, фактически она совершила незаконное культивирование наркосодержащих растений в крупном размере и, скорее всего, будет осуждена по статье 231 УК РФ. Вообще, лучше с осторожностью подходить к культивированию растений, которые теоретически могут содержать психоактивные вещества. Даже если сорт, который вы намерены разводить, не должен содержать ничего крамольного, а вы намерены использовать растение в законных целях, нет гарантии, что среди купленных вами семян не окажется семян другого сорта – наркосодержащего. Теоретически в такой ситуации нет вашей вины, но маловероятно, что удастся доказать это следствию и суду».
О том, что делать человеку, если он считает, что его преследуют незаконно:
«Нужно обращаться к адвокату. Где искать и как определить хорошего адвоката – вопрос без ответа. Главный признак недобросовестного адвоката – он гарантирует положительный результат».
О том, что делать и не делать
- До консультации с юристом или адвокатом, которому подследственный доверяет (обычно это адвокат, вступивший в дело, но это необязательно), не стоит давать никаких показаний. Особенно с участием «бесплатного» адвоката, потому что такие показания впоследствии будет практически невозможно оспорить
- Ни в коем случае не отдавать правоохранительным органам оригиналы документов, на которые вы намерены ссылаться – есть вероятность, что они потеряются
- Все показания давать только после обсуждения ситуации со своим адвокатом, когда сформируете позицию
- Информацию от адвоката скрывать не следует ни в коем случае. Следствию он её не передаст (по крайней мере, не должен, да и следствию использовать её будет сложно), зато не получится ситуации, когда адвокат формирует позицию защиты, основываясь на неверных/неполных данных. Позиция в зависимости от обстоятельств дела может быть разная, от полного отрицания вины до полного её признания и всемерного сотрудничества со следствием
Яна Яновская