Летом в городе вызвать и дождаться такси – проблема, особенно поздним вечером и ночью. Таксисты говорят – невыгодно, и пассажиры попадаются неадекватные.
Горожанка Анна Кудымова возмущена тем, что сейчас, если у тебя нет машины, то доехать до дома в ночное время – проблема:
– Ещё в прошлом году можно было вызвать такси спокойно до двух часов ночи. После двух часов ночи это было уже трудно, время ожидания было долгим, но машины находились. Сейчас же машины заканчиваются уже, такое чувство, в шесть вечера. В приложении Яндекса такси не вызывается, постоянно написано, что машин нет. Если звонить, то до них сначала не дозвонишься – вечная переадресация. А если дозвонишься – все машины заняты. Короче, видимо в Кудымкаре срочно надо повышать таксистов, – смеётся девушка. – Ну надо заняться как-то этим вопросом, потому что не у всех есть машины, не все хотят ходить пешком в три часа ночи по несколько километров. Хотят просто доехать, и всё. А некому везти.
Софья Коньшина, бывшая жительница Кудымкара, считает, что проблема с такси в городе существует уже давно. В июле девушка приезжала в небольшой отпуск в родной город и была удивлена, что ситуация только усугубилась:
– Проблема с такси в Кудымкаре началась достаточно давно. В 2021 году, когда я работала в кофейне, вызвать такси в 11 вечера было ещё можно. Но спустя полчаса хрен дождёшься. Я ждала по часу, чтобы просто найти машину и уехать к себе в Кирзавод. Со временем проблема эта не ушла. Я общалась с таксистами, я узнала, что они сами просто не хотят брать заказ и сами отказываются. Потому что им невыгодно ездить за такую дешёвую стоимость. Хотя ехать два километра вполне нормально. Также слышу от моих родителей, какие стоимости бывают.
– Иногда совершенно неоправданные в наших реалиях, – рассказывает эмоционально девушка. – Недавно приезжаю в свой родной город. Я столкнулась с проблемой, что не смогла уехать домой. Хотя живу за городом. Транспорт общественный уже не ходит, а время было 11 вечера. Я ждала такси около часу, чтобы просто добраться до дома. Слава богу, меня подхватили. То бишь, вывод такой, что после 11-12 вечера вызвать автомобиль было совершенно невозможно. И я ждала час, полчаса и у меня это не получалось. Также существуют звонки в такси. Я могла дозвониться, но очень редко бывали свободные машины.
Студентка Алина Надымова тоже говорит о проблеме с такси в городе:
– Я приехала в июне с сессии с большой сумкой. Соответственно, я хотела вызвать такси. В Яндексе сначала просто долго не вызывалось, а спустя минут 10 показало, что машин нет. Звоню, чтобы вызвать такси, мне говорят, что ожидание 30 минут. Было семь вечера, воскресенье – у меня полное непонимание, что с машинами в городе. В итоге я пошла пешком, потому что так долго ждать смысла нет. В День города тоже столкнулась с этим. Была в гостях до четырёх утра, соответственно, хотела вызвать такси, чтобы добраться домой. Но машин в приложении не было. Так как идти мне было не близко, да и пьяных на улице хватало, позвонила диспетчеру, и меня поставили в очередь, ждала полчаса машину, ну хоть дождалась. Потому, если опаздываешь, у нас в городе, видно, быстрее будет пешком дойти, чем дождаться машины.
Почему Летом в Кудымкаре традиционно наблюдается нехватка таксистов. Бывший диспетчер такси Алёна Тотьмянина (имя изменено по просьбе женщины – прим. ред.) считает, что основная причина этого заключается в том, что водители элементарно хотят больше зарабатывать. По словам Алёны, таксисты в Кудымкаре работают неофициально и не имеют фиксированной зарплаты. Они платят конторе определённый процент от каждого заказа. Летом многие водители уходят в отпуск или находят другую работу – в тёплое время года в Кудымкаре появляется больше возможностей для заработка, например, на строительных работах. Алёна также отмечает, что в последнее время график работы таксистов стал более жёстким. Раньше водители могли выходить на работу в любое время, а сейчас они работают по сменам. Это также могло повлиять на нехватку таксистов, так как некоторым водителям такой график может быть неудобен.
Служба Руководитель одной из служб такси в городе по имени Павел (фамилию мужчина просил не указывать – прим. ред.) подтверждает нехватку кадров: «Заказов много, а водителей мало». Он объясняет, что их служба выполняет роль посредника между таксистами и клиентами. Водители работают по свободному графику, получая заказы через диспетчеров, которые получают процент от каждого заказа. Летом некоторые водители уходят в отпуск или находят более привлекательные вакансии. Для многих такси – это подработка: они работают вечером до двух ночи, а утром возвращаются к основной работе. Павел добавляет, что всегда рад сотрудничеству с желающими работать в такси. А вообще, говорит мужчина, везде нехватка кадров, и на такси это тоже отражается.
Таксист Бывший водитель такси на условиях анонимности рассказывает, почему он больше не занимается этим видом деятельности.
– Это просто невыгодно, – говорит мужчина. – Летом многие таксисты нашего города уходят на стройки, в отпуска, занимаются огородом. Кто-то вообще уходит с этой работы и становится так называемым «попутчиком» и начинает возить людей в Пермь и обратно. Это гораздо выгоднее, чем возить пассажиров за 80 рублей по городу.
По словам мужчины, собирая целую машину людей и отвозя их в Пермь, можно заработать гораздо больше, даже с учётом расходов на бензин.
– Сейчас уже берут с каждого человека по 700 рублей, и если ты соберёшь полную машину, то уже совсем другие деньги по сравнению с заработком таксиста. И тебе не надо отдавать процент другим людям, вот потому попутчиков сейчас много, а таксистов мало.
Кроме того, бывший таксист отмечает, что ещё одной причиной ухода из такси стали неадекватные и невежливые пассажиры в ночное время суток.
– Порой приходилось сталкиваться с людьми, которые вели себя агрессивно, оскорбляли, а иногда и пытались завязать драку прямо в машине. Это очень выматывает морально, и в конечном итоге я решил, что моё здоровье и спокойствие важнее, чем эта работа.
Валерия Останина