«…Учат думать в итоге»

0
875
На первой фотографии — Леонид Рассада, на второй — Олег Тупицын, на третьей — Анатолий Гагарин

20 июля весь мир отмечает Международный день шахмат. Это одна из старейших популярных интеллектуальных игр. Яна Яновская встретилась и пообщалась с тройкой сильнейших шахматистов нашего округа, которые каждый день по несколько часов играют и выигрывают в шахматы он-лайн. 

Леонид Рассада, Кудымкар

«Перед глазами в мозгу партия, это красиво!»

– В первую очередь я шашист, а не шахматист. Ещё в школе, в советское время, во втором классе начал играть. У нас была сильная команда в школе-интернате, играли между школами, кружок вёл Гагарин Владимир Михайлович. У меня были успехи, поэтому стал более профессионально заниматься. Литература, выезды, соревнования. Но я больше шашист был, шахматы – как вспомогательное увлечение. Потом, уже после армии на день города сыграл в шахматы, одно очко всего из 21 возможных набрал, все мне подкалывали, издёвки в мой адрес пошли. Меня это раззадорило, и я стал больше в шахматы играть. Я очень дружен с Анатолией Гагариным – он сильный шахматист, стал с ним играть, литературу взял, подтянулся. По итогу в последние пять лет со мной сильные шахматисты даже стали стесняться играть – как так, шашист шахматиста обыгрывает? Хотя шахматы и сейчас для меня больше развлечение. Шашки и шахматы – две разные интеллектуальные игры. Кардинальных различий и не так много, вроде бы, но с точки зрения мышления – они разные. Что из них сложнее – вопрос риторический. В шахматах ты не можешь изначально просчитать всё, там большой объём вариантов, ходов. В шашках объём чуть меньше – ходы вперёд, по диагонали – там всё можно просчитать до конца, а в шахматах нет. В шахматах и интуиция нужна, фантазия. Как вид деятельности – эти обе игры очень полезны, учат анализировать, сравнивать, учат думать в итоге. Что будет, если пойду сюда, а если сюда – мышление развивает. Быстрее мыслить начинаешь. Кстати, пенсионеры, которые много играют, меньше стареют. Игра их мозг тонизирует, им не грозит Альцгеймер. Однозначно пожилым рекомендую играть. Детей и внуков своих с удовольствием бы научил. Шашки и шахматы мне много дали: социализацию, самоуверенность, мир посмотрел. С точки зрения популяризации я вношу свой вклад. Приглашают меня в Юсьву, где я играю вслепую. В шашки одновременно до 20 досок могу играть. Глаза завязаны, ходы тебе соперник говорит, ты этот визуальный ряд в голове держишь, перед глазами в мозгу партия – это красиво. Память феноменальная развивается.

Олег Тупицын, Кудымкар

«Шахматы мне помогли академию закончить»

– Это интересная история, как я в шахматы играть стал. Мне было четыре-пять лет, когда меня забыли забрать из садика. То ли вечером поздно не забирали, толи на ночь даже остался, точно не помню уже. И там сторожа играли, а я смотрел. Один сторож ушёл, и второй, ради интереса, чтоб занять чем-то ребёнка, показал, как играть, как фигуры ходят. Сказал маме, что я предрасположен к шахматам. По детям это сразу видно, сейчас я это понимаю. Даже не знаю, как объяснить, но вот пришёл ребёнок (Олег Тупицин – педагог-тренер по шахматам в ДЮЦ «Радуга» – прим. авт.), он с нуля, в шахматы играть не умеет. Ты показываешь, и он сразу всё схватывает, один раз хотя объяснил, и он уже более осознанно, обдуманно играет, другое мышление у таких детей. А бывает учишь-учишь, ходы знают, но не могут играть, поле не видят и не держат. И вот мама сразу купила мне тогда шахматы и книгу «Малыши играют в шахматы», там в виде сказки написано, она у меня до сих пор есть. Читать точно тогда ещё не умел, потому что алфавит в первом классе учил по буквам. Мама мне читала, и с ней мы и играли, ещё с дедом играл. Но быстро стал его переигрывать, и он со мной не стал играть. Потом мама отвела меня в КДЦ, там шахматный клуб был, но детей там вообще не было. Проходил я недолго, жили в Филичах, водить далеко, да и у мамы времени не было, чтоб сидеть со мной вечерами там и ждать. В школе во дворе с ребятами играл, турниры местные выигрывал. В Лесном учился, играл, но в то время турниров между техникумами не было. У нас возрастная демографическая яма по шахматам – пенсионеры которые и уже дети и молодёжь играют. С 35 до 65 лет никого нет в Кудымкаре, да и в Перми даже, кто играет. Шахматы помогли мне сельхозакадемию закончить. Я шёл на отчисление, а наша команда выиграла чемпионат по Приволжскому округу, и мы должны были на всероссийские соревнования ехать. Сейчас я уже сопоставляю и понимаю, что просто сказали меня оставить, дать шанс всё пересдать.

Анатолий Гагарин, Кудымкар

«Шахматы из хобби стали работой»

– У нас в семье все играть умеют, научил отец. Два брата, три сестры – все играли, мои дети – сыновья Женя, Иван, дочь Даша – тоже играют. Женя в 2000 году занял первое место среди юношей в шахматном фестивале и в качестве приза путёвку в «Орлёнок» тогда получил. Иван – неоднократный чемпион и призёр края среди юношей, выступал за сборную края на первенстве ПФО. Даша – чемпион, призёр первенства города, округа, края. Шахматами увлекаюсь и учу детей, потому что это вырабатывает характер, лидерские качества, улучшает память. Получаешь больше эмоций, психологический подъём, да и это просто общение с единомышленниками. Вот марки люди собирают – общаются, с палками ходят, финская ходьба – общаются, вот так и шахматисты. Это коммуникации, общение. Когда мне было 47 лет, меня сократили с работы, а в центре «Радуга» пустовало место преподавателя. И шахматы из хобби стали работой. С детьми интересно, смотришь, как они познают основы шахмат, растут интеллектуально, начинают выступать, добиваются первых успехов. Играть самому и учить – это разные вещи. Начав работу тренером, важнее стали успехи учеников. Ученик играет – рядом стоишь, видишь сильные ходы, переживаешь, а он не видит, не нашёл их, тренер седеет поэтому раньше. Научить играть можно любого, азбучным истинам научишь, а пойдёт ли дальше? Зависит от лидерских качеств, логического мышления. Ребёнок может быть троечником в школе, а в шахматах одним из лучших. То, что играют больше мальчики – это не значит, что у них больше способностей, чем у девочек. Из 15 первоклашек, кто приходит, девочек 3-4 всегда. Гендерных особенностей нет, в большей степени это выбор родителей. Девочек ведут танцевать, рисовать, на вокал в основном. А работа с девочками благодарная – как правило, очень хорошие результаты девочки дают.

Текст: Яна Яновская. Фото предоставлено участниками текста