Её козы – вислоухие и без рогов. Белые, рыжие, чёрные. Называет она их девчонками и красотками, любит. И не скупится отдать по 50 тысяч за голову. Зато сыр получается высших сортов. Из такого чистого сарая с козами даже не хочется уходить.

Жительница деревни Тарова Марина Баяндина занимается козами шесть лет. До этого были коровы, но только на нужды семьи. Когда Марина занялась козами, поняла, что дело ей очень нравится, а к своим девчонкам, 0 так женщина называет своих породистых коз – она прикипела душой и очень их любит.

Привет, девчонки! Марина встречает на крыльце своего дома и сразу приглашает в отдельно стоящий новый брусчатый домик к козам породы камори-битал-нуб. Это уже смесь. К такой породе Марина пришла сама. Заходит в сарай хозяйка со словами:

– Девчонки, привет! – в ответ начинается дружное блеяние: «Ме-е-е». Козочки различного окраса – белые, рыжие, чёрные – начинают прыгать на стены своих клеток, с любопытством поглядывая, кто же зашёл в их жилище. – Мне нравится, что они такие спокойные, не как у обычных коз.

Павлик У входа в первой клетке слева живут молодые курицы. Наверху, над ними,

Павлин Павлик. Фото: Анна Шайбакова

на насесте восседает павлин Павлик. Обладатель роскошного хвоста, он с важным, горделивым видом смотрит на куриц свысока. Марина немного о нём рассказывает:

– Он ручной. Мы его сами вывели. Летом по территории у нас ходит, хвост распустит. Красавец.

Клички и рога В стойле всего 12 голов, из них дойных 5, подростков 4 головы и 3 малявки до года. Клички у всех коз необычные, Марина даёт их сама. Например, Варя, Стелла, Карамелька, Хильда, Шакира, Синди и так далее. Почти все козы без рогов. Заводчица говорит, что рога им они выжигают ещё маленьким. Раньше они возили для этой процедуры коз в Верх-Юсьву, и поездка обходилась дороговато – до трёх тысяч. Сейчас этому научился муж и рожки прижигать козочкам стал сам.

Уход и нрав Ухода за собой козы особого не требуют. Клетки хозяева чистили в октябре и последний раз в феврале. На всех козах ошейники. Они нужны для того, чтобы, если коза отказывается заходить в стойло, брать её за ошейник. Ошейники плетёт Марине зять.

Прохожу по коридору между клетками, Марина остерегает:

– Там осторожнее. В этой клетке Варя живёт, она бодается и кусается.

Оборачиваюсь – в последней клетке стоит большая рогатая коза. Подхожу поближе, и ей явно это не нравится – она начинает бодать калитку, как бы своими действиями показывая, что гости ей не по душе.

– Она у нас, как говорится, главарь банды, она с 19-го года, – говорит Марина, смеётся и сразу подходит к следующей клетке в этом же ряду, говорит с гордостью:

– Вот эта у меня самая удойная. Шоколадка это у меня.

Начало и расширение Раньше Марина занималась исключительно птицей и коровами. На более мелкий рогатый скот она перешла после того, как у неё стали болеть руки при доении коровы. Она поняла, что надо что-то менять. Первыми в хозяйстве стали коза Леди и козёл Сэм. После них, в 2019 году, появились Карамелька и Варя. Расширять поголовье коз Марина стала два года назад, когда начала заниматься сыроварением. Ей помогла соцзащита. По социальному контракту Марине выделили 200 тысяч рублей. Остальные деньги, на строительство нового сарая для своих любимиц, хозяйка вложила свои. И покупает козовод исключительно животных с документами, то есть породистых.

Цены Одна коза обходится заводчице в 50-60 тысяч рублей. Марина говорит, что для этой породы это нормальная цена, потому что иначе это уже не чистокровные животные.

– Знаете, сейчас очень много развелось лжепродавцов или как их назвать – не знаю. Вот я бы хотела людей предостеречь. Потому что за 20 тысяч козу такой породы купить невозможно. Если продают за такую цену и ниже, значит, здесь что-то не чисто. Значит, или порода не та, или порода уже перемешана и совсем не чистокровная. От такой козы не стоит ждать больших удоев и выгоды. Её просто не будет, – предупреждает Марина. – Я сама через знакомых покупаю со всеми документами. И прививки я делаю. У ветеринаров мы на учёте. У меня козочки из Свердловской области, Московской и Челябинской. Я даже в Кудымкаре знаю, что за 800 рублей «породистую» козу продают. А там по идее и породы нет. А они потом до моих цен нагоняют. Так мне обидно даже. Я же столько в них вкладываюсь, а они что?

Про запах и жирность На заводчиков Марина вышла через интернет. Со всеми вопросами по козоводству она обращается к своим единомышленникам.

– Я хочу сказать ещё, что от козочек моих почти ничем не пахнет. Сыр когда варю – на всю кухню пахнет сливочным маслом. А от козлов во время гона вообще ничем не пахнет. Вот, знаете, да, как от обычных воняет? На всю деревню же запах стоит. А тут нету. Это совсем другая порода. Кстати, чистокровных держать не надо, от них вы молока не увидите. А в моих три крови намешано, – рассказывает Марина. – Кстати, я же молоко в СЭС уносила. Мне там сказали, что молоко у моих девочек 6,5 процентов жирности. Это очень хорошо. Ой, как я их люблю, моих девчонок!

Корм Марина рассказывает, что трёхмесячных козлят уже кормит молоком, разведённым с водой, с прикормом в виде овса, ячменя и сена. Хлебом, к примеру, этих коз кормить нельзя вообще. На корма в неделю уходит примерно около семи тысяч рублей. Сено для животных Марина с мужем раньше заготавливали сами, но в прошлом году они его купили – получилось дешевле, чем заготавливать.

Сыр Марина стоит в узком проходе между клетками, и козы пытаются изо всех сил достать свою хозяйку: кусают, обсасывают её куртку, всячески пытаются обратить на себя внимание.

Сыр с удовольствием ели в редакции «Парма-Новости». Фото: Анна Шайбакова

– Ну что, девчонки? Ну что вы там, мои хорошие? – оборачивается Марина, поправляя куртку. – Я же сыроварением ещё занимаюсь. У меня заказов много. Я делаю такие сыры, как маасдам, гауда, сэндвич, альпийский с грецкими орехами, мятный буум и так далее. И молоко у меня берут постоянно. В общем, есть у меня свои клиенты. К примеру, я сыры продаю за 10 тысяч – половина из них остаётся мне, а половина идёт на продукты, чтобы снова эти же сыры делать. Закваска, натуральные красители, гималайская соль. Я делаю сыры только высших сортов. Сыроварению я учусь уже второй год, тоже через интернет.

Семья У Марины четверо детей. Младшему 8 лет, а старшей 23. Марина уже бабушка. Семья сыр обожает. А муж во всём помогает ей. И параллельно козам они занимаются ещё и клубникой на продажу.

Впечатления После беседы из сарая выходить не хочется. Козы на самом деле очень милые животные, и спокойные. У малышей шерсть будто плюшевая. Гладишь – а они хвостиками машут. Мило.

Текст и фото: Анна Шайбакова