«Нехороший» дом по Кузнецова, 23 рискует стать аварийным. Жильцы требуют от ККП ремонта, но делать им его предлагают за свой счёт – это примерно по 50 тысяч с квартиры – или брать кредит.

20 марта во дворе дома №23 по Кузнецова собираются женщины. Пришли пять человек, они встают в небольшой круг и все бурно начинают делиться своей общей проблемой.

– Мы изначально обращались в прокуратуру, то, что у нас ремонта не было, подъезд плавал. Нам сделали ремонт, – начала рассказывать Наталья Гладикова. – Это было, наверно, в 2016 году. Сделали тогда стеклопакеты, сделали ремонт и залили пол в подъезде, потому что он у нас плавал. Сейчас у подъезда всё плавает.

– Доска у нас там была, – подключается другая жительница, Светлана Новикова из 21 квартиры.

– Надо снова уже ремонт сделать в подъезде, ну хотя бы косметический, – продолжает Наталья Гладикова. – Лавки у подъездов надо поставить. Мне ответили, что в 2021 году всё сделают. Но на дворе уже 24-й год, а ремонта у нас всё ещё нет. И крышу они нам в 2016 году перекрывали, вытяжки сняли.

Квартиры в двухэтажном доме, со слов самих жителей, у всех приватизированы. В доме 22 квартиры, 3 подъезда, в семьях живут 17 детей.

Фото: Анна Шайбакова

– Шифер не той волны положили, да и дырявый, – уверенно добавляет снова Светлана. – А комиссия же приезжала тогда даже.

– Да, да, – вторит её словам Наталья. – Мы же в прокуратуру писали тогда, вот и комиссия из Перми приезжала. Тогда вот этот Бражкин (Владимир Бражкин – директор Кудымкарского коммунального предприятия (ККП) – прим. ред.) тоже был, который сейчас в ЖКХ работает. И вчера он тоже был.

Тут женщины стали по очереди говорить, что во вторник, 19 марта, в школе №8 прошла встреча с главой Кудымкарского муниципального округа Натальей Стояновой. Там вопрос подняли.

Фото: Анна Шайбакова

На счету дома сейчас накоплено более 800 тысяч рублей. Это подтверждают бумаги, которые Наталья Гладикова держит в руках и показывает.

– Бражкин на встрече сказал, мол, вот у вас есть 800 тысяч, остальные деньги собирайте и крышу делайте за свой счёт, – у Натальи округляются глаза. – Ещё предложили нам вариант. Есть, вроде, какая-то организация, которая занимается подобными ремонтами. Мол, можно у них кредит взять, чтобы они нам отремонтировали, и потом это выплатить.

– Ага, с процентами, – возмущается другая жительница дома, Татьяна. – А мы ведь платим все коммунальные, капремонт, текущий ремонт. Платим за всё.

Фото: Анна шайбакова

– Вот, нам смету в прошлом году считали, – снова показывает Наталья Гладикова документы. – Ремонт выйдет на два миллиона триста. А, если нынче всё подорожало, то будет уже три триста? И ещё! У нас такой вопрос тоже. Мы платим за текущий ремонт, но почему-то мы в минус на целый год вперёд уходим, как так? А я, как житель первого этажа, на крышу не собираюсь собирать. Мне нужна отмостка. У меня отмостки нету, подъезд у меня рушится. Скоро в подъезде буду жить.

По инстанциям В октябре 2021 года Наталья Гладикова обратилась в ККП от имени всех жильцов дома №23. Там ответили: «Работы по установке уличных стационарных лавочек и установке тамбурной двери (I подъезд) многоквартирного дома включены в план на IV квартал 2021 года. Устранение протечек и частичный ремонт кровли проведён в летний период 2021 года. Капитальный ремонт кровли и отмостки дома может быть проведён за счёт средств, формируемых на специальном счёте. В связи с чем рекомендуем Вам выступить инициатором общего собрания собственников помещений, с вынесением на повестку дня следующих вопросов: о необходимости проведения обозначенных работ, об установлении источника финансирования (источником финансирования могут послужить средства специального счёта по капитальному ремонту). В случае принятия решений по предложенным вопросам, направить протокол (решение) общего собрания в адрес ККП».

Фото: Анна Шайбакова

В июне 2023 года Наталья обратилась в Кудымкарскую прокуратуру. Там ответили, что обращение принято, перенаправлено начальнику инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Евсюкову А. В. После рассмотрения обращения будет направлено решение. Ответ пришёл. Там сказано, в числе прочего, что капремонт крыши дома по краевой программе капремонта запланирован на период 2036-2038 годов.

Наглядно После рассказов женщины идут наглядно показывать проблемы своего дома.

У первого подъезда лужа, под ней лёд. Отмостки действительно нет, вода стекает прямо под дом. В подъезде на стенах обшарпанная, отслоившаяся местами краска. Женщины поднимаются на лестничную площадку и показывают подтёки, идущие с потолка. С чердака каждое лето во время дождей течёт вода прямо на лестницы в подъезде.

Наталья открывает дверь своей квартиры и показывает тёмные заплесневелые пятна у косяков.

Светлана Новикова из третьего подъезда приглашает:

– Пойдёмте ко мне, я вам покажу, – поднимается на второй этаж и заходит в свою квартиру. – Раньше, когда у нас была вытяжка, такой черноты не было, – женщина показывает на чёрное пятно на кухне, над кухонным шкафчиком, под потолком. – Светлана показывает средства, которыми борется с плесенью. Говорит, что они спасают лишь на время. Открывает дверь в туалет и сразу предупреждает: тут у нас всё чёрное было. Но мы сделали панели и теперь черноту эту не видно, а в зале обои наклеили.

Светлана тут же вспоминает, что у соседки – пожилой женщины – с потолка в дождливое лето бежало так, что обои сползали со стен.

– Её просто дома нет. А так можно было у неё посмотреть. Это ужас просто. У неё же в дожди везде стоят тазики, вёдра.

На улице жильцы ещё долго стояли и жаловались на то, что власти совсем их бросили. Говорили, что дом скоро развалится и будет уже аварийным. Домкома у дома нет, «как-то не выбрали».

Фото: Анна Шайбакова

История дома Раньше дом принадлежал организации «Транссельхозтехника».

– Дом-то ведь 74-го года. Он уже пополам треснул с той стороны, – вступила в беседу подошедшая пожилая женщина. – Дому-то уже пятьдесят лет подходит. Один раз отопление меняли за столько лет. Я живу в нём с первого дня. Этот дом принадлежал транспортнику, седьмой колонне. Нам выдавали квартиру в этом доме. Четыре квартиры Окрисполкомовские были тогда, а все остальные у «транспортника». Меня зовут Дёмина Татьяна Михайловна, мне уже 63 года и живу тут с самого основания. Я сама с первого подъезда. Капитальный ремонт тут ни разу не был сделан. А в подъездах раньше вообще доски были и вода везде.

Женщины ещё какое-то время стоят у подъездов и расходятся.

Депутат Люди обратились к своему депутату – Игорю Нилогову. Он называет ситуацию тупиковой.

– Они в тупике в принципе находятся на данный момент, – комментирует ситуацию депутат по 13-му избирательному округу Думы Кудымкарского МО Игорь Нилогов. – У них не хватает средств на то, чтобы полностью кровлю поменять. Разово у них не получается собрать. В кредит не готовы брать. Ситуация у них такая – надо сделать, а денег не хватает. В принципе, всё очень просто. Нужно каждой квартире по 50 тысяч, грубо говоря, саккумулировать и эту крышу сделать, которую не делали давным-давно. Но сумму такую не все имеют. И получается, что они находятся в тупике. Проблема вообще по всей России. Дома, где мало квартир, не могут собрать необходимую сумму. Взять его в общий котёл и присоединиться к пятиэтажкам уже не получится. Раньше можно было. Но не сейчас. Должен быть домком, который должен всё это высчитывать. Тут вообще сложная ситуация. А у нас есть общаги, например, Свердлова, 45. Там даже собственников нет, все в аренду снимают. И дома тоже в плачевном состоянии.

На вопрос о том, как решать такие ситуации, может быть, предусмотреть законодательно какие-то субсидии для таких небольших домов, Игорь Нилогов отвечает, что тем, кто нуждается, надо помогать.

Фото: Анна Шайбакова

– По сути, это их жильё, это их имущество. Решать им, конечно. Но закон должен быть равным для всех. Почему только такие дома должны бы получать субсидии? Люди, которые находятся в положении ниже черты бедности, а у нас таких процентов 25, этому населению просто-напросто надо помогать. Большинство людей исходя из того, что денег нет, в такой ситуации находятся. Конечно, помощь людям нужна. Не все могут себе позволить улучшить жилищные условия.

Ждём ответов «ПН» направила запрос в ККП 20 марта. Ответ ещё не поступил. Ждём. Направляем запрос и в краевое правительство о том, что же делать жильцам таких небольших домов и кто будет нести ответственность в случае ЧП.

Текст и фото: Анна Шайбакова