Ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, в мире отмечают Всемирный день защиты прав потребителей. Напоминаем об основных правах потребителя, опираясь на закон.

Право получать только качественные товары и услуги При покупке товара или заказе услуги важно убедиться в их качестве. Продавец обязан предоставить потребителю качественный товар, а исполнитель должен качественно выполнить работу или оказать услугу. Если товар или услуга не соответствуют установленным законом или договором требованиям к качеству, их можно вернуть. Важно помнить, что для возврата необходимо соблюдать установленные сроки.

Право отказаться от навязанных услуг или не платить за них Если вы думаете, что вам навязали платные услуги, вы можете отказаться их оплачивать. А даже если уже заплатили, вы имеете право потребовать возврата денег. Если нарушены ваши права на выбор услуг, исполнитель должен возместить вам все убытки.

Право получить товар на подмену, пока ремонтируют ваш Если ваш товар находится в ремонте, то вам могут предоставить временную замену. Формулировка закона позволяет продавцу не предлагать вам подменный товар. Если вы хотите замену, напишите заявление и передайте его в магазин. Вам нужно оставить копию заявления с отметкой о принятии и получить другую копию. Вам должны предоставить замену в течение трёх дней с момента подачи заявления. Если этот срок нарушен, вы имеете право потребовать компенсацию за каждый день задержки в размере одного процента стоимости товара. Дата в вашем заявлении будет использоваться для отсчёта этих трёх дней. Однако важно отметить, что не для всех товаров предусмотрена такая замена, поэтому перед обращением убедитесь, что ваш товар не входит в список исключений.

Право вернуть товар и получить за него деньги, даже если гарантия закончилась Все знакомы с гарантийным сроком товаров. И многие считают, что за его пределами нет защиты. Например, если после истечения гарантии в автомобиле сломается двигатель, то ремонт придётся оплачивать самому. Однако помимо гарантийного срока, существует также срок службы, как, например, у автомобилей, в среднем 6 лет. В течение этого периода товар можно вернуть при наличии значительных недостатков. У процедуры возврата товара с не истекшим сроком службы есть три особенности. Во-первых, претензии направляются производителю (изготовителю, импортёру), а не продавцу. Во-вторых, перед требованием возврата денег необходимо попросить отремонтировать товар. Производителю даётся 20 дней на ремонт, и, если он не уложится в срок, то можно потребовать деньги. В-третьих, нужно доказать, что поломка имеет производственный характер.

Право не платить за случайно разбитый товар Если вы случайно разбили товар в магазине, оснований для оплаты нет по закону. Если продавец обвиняет вас в умышленном нанесении ущерба, напомните ему, что это ещё необходимо доказать в суде. Покупатель считается виновным, если повредил товар в результате «неестественного» поведения в магазине. Например, бегал, дрался, был в состоянии алкогольного опьянения. Также покупатель считается виновным, если он намеренно повредил товар, например, кинул бутылку в стену.  В таких случаях покупатель обязан возместить ущерб магазину и после оплаты товар становится его собственностью. Магазин же считается виновным, если создал несоответствующие нормам условия в торговом зале: узкие проходы, заставленные коробками, неустойчиво размещённые товары на стеллажах. Если вы, например, поскользнулись из-за мокрого пола и повредили товар, то в таком случае магазин также не имеет права требовать возмещения ущерба от вас.

Право обменять или вернуть непродовольственный товар, если он не подошёл Чтобы вернуть товар и избежать проблем, нужно написать заявление продавцу, где будет указана причина обмена или возврата. Например, если товар не подходит по размеру, цвету или форме. Если вы не укажете причину, продавец может отказать в возврате. Суд может поддержать его решение, считая, что вы злоупотребляете вашим правом. Имейте в виду, что есть товары, которые нельзя вернуть. Перед обращением проверьте список невозвратных товаров.

Право на бесплатные вывоз и доставку после ремонта обратно, если у вас сломался товар весом больше 5 кг У покупателей есть право вернуть товар с браком в магазин. А если бракованный товар крупногабаритный или весит больше 5 кг, у магазина есть дополнительная обязанность – забрать его у покупателя и увезти за свой счёт. Это правило распространяется на все товары независимо от вида поломки. Например, в магазине был куплен велосипед, который относится к категории крупногабаритных товаров. Если в период гарантии отпадёт колесо, то магазин должен самостоятельно забрать велосипед на ремонт.

Куда обращаться

Начальник отдела Роспотребнадзора по Коми-Пермяцкому округу Марина Федькова рекомендует покупателям сначала попробовать самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией:

– Лучше, конечно, сначала попробовать решить всё мирно. Если есть нарушения ваших прав, то сначала нужно написать заявление с претензией владельцу магазина, например. Если ответ и решения вас не устраивают, то вы уже обращаетесь к нам, либо сразу в суд, – объясняет Марина Федькова. – Сейчас люди грамотнее стали, всё чаще сами разрешают свои конфликтные ситуации. Некоторые даже пишут заявления в суд без нашей помощи.

Источники: закон РФ «О защите прав потребителя» от 07.02.1992 № 2300, advgazeta.ru, consultant.ru

Валерия Останина